Людмила Пунда
Лечебное плавание детском саду для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Плавание для детей - это всегда радость, при этом приносящая неимоверную пользу. Среди множества методик реабилитации детей с ДЦП существует и гидрореабилитация, т. е. выполнение двигательных упражнений в воде. Тренировки в воде (чаще всего в бассейне) помогают восстановлению и укреплению организма. Занятия в воде даются ребенку гораздо легче, чем тренировки на суше: ведь в воде намного снижается давление, оказываемое массой тела на позвоночный столб и суставы. В воде и сердечно-сосудистая система легче переносит нагрузки Чувство невесомости, которое возникает при нахождении в воде, способствует формированию навыков правильной ходьбы у детей с нарушениями двигательных функций нижних конечностей. Плавание в реабилитационной практике - это не только лишь средство для улучшения двигательных способностей организма ребенка, больного ДЦП. Помимо прочего, водные процедуры улучшают иммунитет, увеличивают кровоснабжение, стимулируют процессы обмена веществ, повышают аппетит. Лечебное плавание является прекрасным средством для улучшения здоровья ребенка, который страдает детским церебральным параличом. Поэтому оно является на сегодняшний день обязательным компонентом для реабилитации больных детей. Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации
Публикация «Лечебное плавание детском саду для детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их реципроктные движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса.
Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Гидрокинезотерапия эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление. Кроме того, следует учитывать, что лечебное плавание оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка. Анатомо-физиологические особенности детского организма позволяют ребенку освоить плавание еще в раннем возрасте. В воде ребенок намного более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время гидрокинезотерапии дети не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК.
В реабилитационной практике лечебное плавание является не только средством восстановления двигательных функций больного детским церебральным параличом, но и условием улучшения общего состояния организма ребенка. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность детского организма к различным инфекциям. Таким образом, лечебное плавание способствует не только развитию двигательных возможностей ребенка с ДЦП, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.
Дети с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура на суше и в воде для детей с церебральным параличом должна обеспечить возможность развития физической силы.
ДЦП – неизлечимая болезнь, но ее можно облегчить, если применить ЛФК и лечебное плавание, которое занимает важное место в адаптации больного ребёнка к условиям окружающей среды.
Лечебное плавание представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма ребёнка для устранения патологических процессов. Таким образом, поддерживается и даже восстанавливается здоровье. Положительные эмоции в сочетании с активным двигательным режимом – источник энергии, необходимой для самозащиты организма практически на всех уровнях жизнедеятельности.
Во время плавания у детей с ДЦП тренируется весь организм. Вследствие этого наблюдается весьма положительный эффект. Причем механизмы и принципы развития тренированности ничем не отличаются друг от друга как в норме, так и при патологии. Спортивные тренировки и лечебное плавание отличаются лишь уровнем и объемом. В первом случае максимально повышаются функциональные возможности организма ребёнка, его отдельных органов и систем. А во втором – дозированные тренировки позволяют улучшить функциональное состояние больного человека иногда до уровня человека здорового. Конечно же, для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП работать придется долго и упорно. В период остаточных явлений лечебное плавание помогает справиться со следующими негативными явлениями:
1. Оно улучшает подвижность суставов, корректирует порочные установки ОДА. Улучшает равновесие и координацию движений.
2. Снижает гипертонус мышц сгибателей и приводящих мышц. Укрепляет ослабленные мышцы.
3. Стабилизирует правильное положение тела. Закрепляет навык самостоятельного стояния и ходьбы.
4. Благодаря лечебному плаванию, расширяется общая двигательная активность ребёнка. Тренируются возрастные двигательные навыки.
5. Вместе с родителями и воспитателями ребенок учится обслуживать себя. Постигает основные виды бытовой деятельности.
Занятия в бассейне направлены на обучение плаванию детей с двигательными ограничениями, приобретению навыков погружения в воду на задержке дыхания, умению расслабляться в воде, укрепление мышечного корсета, закаливание, а главное на повышении самооценки. Они отличается своеобразием. Они требуют применение особых методов и приемов. Планируя занятия плаванием с детьми, имеющими ортопедические нарушения, опираемся на следующие принципы:
- оздоровительно-коррекционной направленности;
- психологической комфортности;
- индивидуального подхода;
- доступности, повторяемости упражнений;
- постепенного усложнения упражнений;
- непрерывности.
При регулярном занятии лечебном плавании предусматривает формирование у дошкольников следующих результатов:
• умение лежать и скользить на груди;
• умение скользить на груди с работой ног кролем;
• усвоение навыков плавания кроль на груди;
• обогащение двигательным, эмоциональным опытом;
• формирование у детей уверенности в себе и своих силах, позитивного отношения к воде;
• снятие гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей;
• укрепление ослабленных мышц:
• улучшение координации движений и равновесия;
• стимуляция речевой деятельности;
• улучшение подвижности в суставах;
• стабилизация правильного положения тела;
• коррекция порочных установок;
• закрепление навыка самостоятельного стояния и ходьбы в воде;
• улучшение общей двигательной активности ребенка
Лечебное плавание так же оказывает положительное влияние на эмоциональное и психическое состояние больного малыша.