Надежда Королева
Леденцы для деда мороза (Репортаж с одной прогулки)
▼ Скачать + Заказать документы
Леденцы для деда мороза (Репортаж с одной прогулки)
Игра-путешествие - достаточно распространенная форма занятий. Мне же очень нравится «путешествовать» с детьми-трехлетками (2-ая мл. группа) на прогулке. Здесь все по-настоящему: снег, ветер, птицы, деревья…. Приглашаю и вас отправиться вместе с нами в это увлекательное путешествие.
«Водичка, водичка, умой мое личико.»
Публикация «Леденцы для деда мороза (Репортаж с одной прогулки)» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфеты. Все про конфеты для детей
- Лед. Наблюдения за льдом на прогулке
- Леденцы
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Первая остановка на нашем пути – клумба. Да, да, обыкновенная клумба, она расположена рядом с лестницей, по которой мы с детьми выходим из группы. Такие клумбы, «закованные» в бетонные плиты, стоят у подъездов почти каждой городской многоэтажки. Для нас же с детьми это не просто клумба, а объект научного наблюдения. Наблюдать за ним мы начали поздней осенью. Но поскольку зима в этом году припозднилась, наша клумба «вела себя» не совсем типично для зимнего времени года. Пришлось пояснить малышам: Дедушка Мороз (показываю на небо) заспался на пушистых облаках -подушках и не торопится спускаться на землю.
Итак, обступив клумбу со всех сторон, внимательно рассматриваем ее содержимое: воду, мох, травинки, листочки. Вспоминаем результаты наших предыдущих опытов с водой. Проводя их, мы убедились, что вода прозрачная. Поэтому сейчас сквозь нее мы видим все, что лежит на дне. Здесь, в клумбе, водичка, хоть и прозрачная, но мутная, так как на дне много грязи, земли, мусора. (И снова вспомнили опыты с водой, когда в стаканах размешивали речной песок). Такую воду пьют только растения, но не человек. По краям клумбы, где нет воды, обращаю внимание детей, на зеленые бугорки. Что это? Кто-то говорит: трава, кто-то – мох. Да, это мох (несколько раз повторяем это слово, он растет в сырых местах, куда редко заглядывает солнце. А как оказались в клумбе листочки, ведь деревья стоят далеко от нее? Их принес сюда озорник-ветер, подсказывают дети. А с какого дерева листочки? Не унимаюсь я. С березы. Догадались детишки.
Льдинки-холодинки
В последующие дни, как только мы выходили на улицу, дети тут же подходили к клумбе. (А ведь прежде, когда мы не вели подобные наблюдения, они не обращали на нее никакого внимания). И вот наступил момент, когда дедушке Морозу надоело спать на облаках, и он спустился на землю и заковал нашу клумбу в лед. Сколько было удивления, когда дети увидели вместо воды лед, с каким удовольствием они стучали лопатками по нему, убеждаясь в его твердости. Лед твердый, а вода какая? Мой вопрос поставил детей в тупик. Пришлось напомнить, что вода, в отличие ото льда, жидкая. Откалываю от краешка ледяной корки кусочек льда. Смотрите, лед, как и вода, бесцветный, прозрачный, похож на стекло, в теплых руках он тает и превращается в воду. Как и воду, лед можно окрасить. Снова вспоминаем наши опыты со льдом. Тогда на занятиях по экспериментированию мы сначала закрашивали воду, разливали ее в формочки и выносили на холод. А на следующий день доставали из формочек разноцветные рыбки-льдинки и угощали «леденцами» Деда Мороза. Не один раз провожу подобные опыты и всегда поражаюсь той бури эмоций, которые испытывают дети, разглядывая и ощупывая ледяные разноцветные льдинки, изготовленные собственными руками.
«Ох, рябина кудрявая…»
Следующая остановка на нашем пути – Рябиновая. И впрямь невозможно пройти мимо нашей красавицы - рябины. Ее пурпурные ягоды висят почти всю зиму. Чем не витамин для зимующих птиц! Дети из разных групп навешали на рябиновые ветки кормушки. Есть здесь и наша. Проверяем, весь ли корм в ней съеден, подсыпаем еще семечек, пшена. А заодно вспоминаем, какие птицы зимуют вместе с нами, не улетают из города. Ой, кто там чирикает так громко? Конечно, воробей. Он любопытно выглядывает из своего гнездышка, что сделал прямо в стене детского сада под самой крышей. Предлагаю детям поиграть в подвижную игру «Воробышки и автомобиль», а затем продолжить путешествие.
Короткая остановка около кустов шиповника. Объясняю, почему он так называется: за острые шипы, которые больно «кусаются», колются. Рассказываю два эпизода из сказки «Как коза избушку строила». Спрашиваю, почему шиповник не разрешил козе строить для козлятушек домик под своими веточками. Вопрос не вызывает затруднений. В этой же сказке фигурирует еще одно дерево – береза. К ней мы сейчас и направляемся.
Чтение- вот лучшее учение
Именно под этим деревом коза построила избушку, именно оно спасает ее детушек от дождя, ветра, знойного солнца. Это и мое любимое дерево. Берез много на нашем участке. Летом мы водим вокруг одной из них хоровод, напевая «Во поле березонька стояла». Зимой я часто читаю детям есенинские строки: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…» И не важно, каждый ли ребенок понимает образную ткань стихотворения, важно слышать и слушать музыку стиха. А ее не услышит разве глухой.
Так получается, что на прогулке я часто читаю детям художественные тексты. В самом начале прогулки (организационный момент) на «ура» идут «Перчатки» С. Маршака. А если скользкие дорожки засыпал снег, очень кстати звучит потешка «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок». Весной мы отправляемся в путешествие вокруг здания детского сада под сказку «В гостях у солнышка». Недавно совершенно случайно открыла для себя новый вид подвижных игр. Их очень интересно проводить, на прогулке, обыгрывая движениями некоторые стихотворные тексты, например, стихотворение К. Чуковского «Черепаха» ( Помните: «До болота идти далеко. До болота идти нелегко) и его же «Елочку» («Были бы у елочки ножки…»). Я не устаю повторять: дети должны жить в атмосфере художественного слова, дышать воздухом поэзии, сказки. Только так можно привить любовь к чтению, но никак не штудированием звуков и букв.
В поисках идеала
Я много могла бы рассказывать о наших прогулках- путешествиях. Они проходят каждый раз по-разному. Ведь в природе нет ничего неизменного. Как, впрочем, и в жизни.
Если же подытожить все эти «картинки с натуры», то смысл их для меня сводится к одному. Я хочу воспитать в детях любознательность, пытливость, хочу эмоционально раскрасить их жизнь. Нашему обществу нужны не роботы, начиненные знаниями, а люди увлеченные и увлекающиеся. Самой бы мне хотелось (хотя бы чуточку) походить на педагога, портрет которого нарисовал в своей книге «Как любит детей» мудрый гуманист Януш Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».