Наталия Закубанцева
Лексические темы по Нищевой на осень
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : " Осень. Признаки осени. "
Словарь: существительные – осень, дождь, туман, погода, грязь, земля, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, куртка, сапоги, плащ, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь. Глаголы- желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать, облетать, накрапывать. Прилагательные – желтый, красный, багряный, сухой, холодный, мокрый, пасмурный, золотая (осень, серые (дни, моросящий, проливной. Наречия- мокро, сыро, пасмурно, рано, поздно.
Игры и упражнения
Публикация «Лексические темы по Нищевой на осень» размещена в разделах
1. Выучить осенние месяцы, времена года
2. Назови признаки осени
3. «Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах)
Ветер дует. Завтра ветер (что сделает)подует. Вчера ветер (что делал) дул.
Дождь льет
Небо темнеет
Листья желтеют
Дождь моросит
Птицы улетают
4. «Назови ласково» (словообразование) Лист - листочек.
гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок
5. «Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)
День с солнцем - день (какой) солнечный День с дождём –день (какой) дождливый
Лист берёзы –лист (какой) берёзовый
Ствол ели - ствол (какой) еловый
Голоса птиц – голоса (чьи) птичьи
Небо без облаков - небо (какое) безоблачное
День с ветром - день (какой) ветреный
6. «Составь предложение» (работа с деформированными предложениями)
Дует, осень, ветер, холодный. Осенью дует холодный ветер. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает. Желтеют, на, листья, деревья.
Упр. «Ветер и листья». Координация речи с движением и пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки, Встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.
Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил. Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки Встают лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.
Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег. Опускают руки, приседают.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки Садятся лицом в круг, загибают по одному пальчику на обеих руках начиная с большого.
Тихо дремлет на тропинке. Закрывают глазки, имитируют сон.
Иллюстративный материал и художественная литература.
Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка для составления описательного рассказа И Левитан «Золотая осень».
Сентябрь ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "Осень. Деревья осенью. "
Словарь: существительные:осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад,сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна. Глаголы: наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться (небо, облетать, накрапывать. Прилагательные: жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень, серые (дни, проливной, моросящий. Наречия: мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Игры и упражнения.
1. Знать названия 8-10 деревьев
2. Назови листья:у клена – кленовый, у березы - …., у ивы -, у тополя -, у рябины -, у дуба -…; у осины -…
3. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе. Дождь идет, дожди. (идут) Лист падает, листья. Цветок вянет, цветы. Птица улетает, птицы. Ветер дует, ветры.
4. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений
Небо осенью (какое) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое) -.
Ветер осенью (какой) -.
Дождь осенью (какой) -.
Листья осенью (какие) -.
5. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет осенью, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает осенью, какая? -.
6. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью. Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью. Летом деревья стоят одетые, а осенью.
7. ПересказОсень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку. Шагают по столу указательным и средним пальцами.
Он бежит по переулку,
Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже,
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладони так, как будто отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
Упр. «Осенью». Координация речи с движением
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать, Прыгают на носочках, руки на поясе. Приседают, руки на поясе.
Разведёт повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу высоко поднимая колени
Поднимай повыше ноги.
Иллюстративный материал и художественная литература.
Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка для составления описательного рассказа. А. Плещеев «Осень наступила».А. К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».М. Исаковский «Вишня». Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».И. Токмакова «Дуб».
ОКТЯБРЬ. НЕДЕЛЯ 1
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "Овощи. Огород. "
Словарь. Существительные: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай. Глаголы расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать. Прилагательные: зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.
Игры и упражнения.
1. Сравнить овощи по цвету, вкусу, форме.
2. Загадки для друзей – описательные рассказы об овощах по мнемотаблице
3. Волшебный мешочек «угадай на ощупь
4. «Магазин» (один -много) хочу купить много огурцов/ лука/ баклажанов…
5. Вспоминаем слова на звуки А/ У/ О.
6. Составить слова из кубиков СОК, ЛУК, ВКУС
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла Шагают пальчиками по столу
Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Загибают по одному пальцу на обеих руках.) (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Загибают пальчики на обеих руках.) (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
Картошку, капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Загибают пальчики.) (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Загибают пальчики.) (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Упр. «В огороде». Развитие координации движений.
В огород пойдем,
Хоровод заведем. (дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску,
С ней присядем низко-низко. (приседать)
В хоровод возьмем морковку
И с морковкой спляшем ловко. (плясать, руки на поясе)
Вверх потянемся с лучком, (тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком. (бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке,
Как зеленые горошки. (скачут по кругу друг за другом)
Иллюстративный материал и художественная литература.
Предметные картинки по теме, сюжетные картинки по теме
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
ОКТЯБРЬ. НЕДЕЛЯ ___
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "Фрукты. Сад.»
Словарь. Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево. урожай, персик, абрикос, виноград, айва, авокадо, хурма, киви, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло Прилагательные: вкусный, сахарный, сочный, спелый, ароматный, гладкий, красный. Желтый, оранжевый, коричневый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый, круглый, овальный, мелкий, крупный, большой, маленький. абрикосовый, яблочный, лимонный, персиковый, виноградный, грушевый, банановый, мандариновый, ананасовый, фруктовый, зрелый, душистый, аппетитный, хрустящий, толстокожий. Глаголы: цвести, плодоносить, зреть, собирать, убирать, заготавливать, срывать, спеть, подкармливать, окапывать, опахивать.
Игры и упражнения.
2. Как называется человек, который выращивает фрукты? Как человек ухаживает за фруктовыми деревьями? Как собирает?
3. Назови соки: из лимона -, из апельсина -, из яблока -, из груши -, из абрикоса -, из персика - …
4. Расскажи о фрукте (не менее 5 прилагательных) : Лимон – желтый, сочный, мягкий, кислый, спелый, толстокожий…. Яблоко - … Груша - …
5. Отгадай и выучи загадку: С юга этот неженка – кругленький да свеженький.
На щеках его пушок, а дотронься – брызнет сок. (Персик).
6. Расскажи о своем любимом фрукте по мнемотаблице.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «АПЕЛЬСИН».
Мы делили апельсин Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки
Много нас, а он один. Показывают 10 пальцев, показывают 1 палец.
Эта долька — для ежа. По порядку загибают пальцы
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас — Беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь, кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
Координация речи с движением Хороводная игра «Яблоня».
Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька»
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке.
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- Не морозил их мороз, Дети загибают по одному пальцу на правой руке.
Ребенок - «яблонька» отрицательно качает
головой.
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»
Иллюстративный материал и художественная литература.
Предметные картинки по теме, сюжетные картинки по теме, мнемотаблица «фрукты»
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
ОКТЯБРЬ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «Птицы»
Словарь. Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост. Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять. Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь,утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…
Игры и упражнения.
1. Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?
2. Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка. зимующих, домашних
3. Игра «Ответь на вопросы»
1. Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)
2. Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)
3. А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
4. Как называется большая группа птиц? (стая)
5. Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).
6. Как улетают цапли, утки? (шеренгой)
7. Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)
8. Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)
9. Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
10. Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
11. У каких птиц на лапках перепонки?12. У каких птиц длинные ноги?13. У каких птиц длинный клюв?14. Какие птицы питаются лягушками?15. Какая птица живет в скворечнике?
16. У какой птицы хвостик похож на ножницы?
Упр. «осень ходит по дорожкам». Координация речи с движением
Осень ходит по дорожке Идут по кругу, взявшись за руки.
Промочила в лужах ножки. Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Льют дожди, и нет просвета, Поднять руки, делая взмахи кистями.
Затерялось где-то лето! Смотрят по сторонам в «бинокль».
Птички летали, крыльями махали. Дети бегут друг за другом по кругу, размахивая руками.
На деревья сели, вместе отдыхали… Садятся на корточки, соединяя руки за спиной.
Пальчиковая гимнастика «кто как голос подает?»
Утка крякает: «Кря – кря», Большой палец 2 раза прижать
К указательному
Гусь гогочет: «Га – га», К среднему
Грач кракает: «Кра – кра», К безымянному
А ласточка чифкает: «Чиф – чиф». К мизинцу.
Иллюстративный материал и художественная литература. Предметные картинки по теме, сюжетные картинки по теме. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Р. н. с. «Гуси-лебеди» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Ноябрь. НЕДЕЛЯ 1
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "Мы читаем С. Я. Маршака.»
Игры и упражнения.
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.
А потом
Ты покатился
И назад. (не воротился).
(«Мяч»)
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался. (под кровать).
(«Усатый-полосатый»)
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а. (не киска).
(«Тигренок»)
А зубастый крокодил
Чуть меня. (не проглотил).
(«Где обедал воробей?»)
Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно. (что поет).
(«Сказка о глупом мышонке»)
Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.
1. В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу, слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила? («Где обедал, воробей?»)
2. Название какого животного пропущено? (Моржа)
3. В каком стихотворении Маршака к главному герою приходили по очереди: утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, собака, кошка? («Сказка о глупом мышонке»)
4. Какое из перечисленных животных лишнее? (Собака)
5. В каком стихотворении Маршака перечисляются: диван, чемодан, картина, саквояж, картонка, корзина? («Багаж»)
6. Что не названо? (Маленькая собачонка)
7. В каком стихотворении Маршака перечисляются: кусочек мыла, мочалка, водица в чайной чашке?
(«Усатый-полосатый»)
8. Герой какого стихотворения Маршака сел в отцепленный вагон? («Вот какой рассеянный»)
Упр. «Старый клен» Координация речи с движением
На поляне перезвон —
Это пилят старый клен. Дети встают парами, изображают работу пилой.
Поперечная пила
Отхватила полствола,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул старый ствол
И пошел, пошел, пошел. Руки вверх, медленно наклоняются.
Грянул наземь левым боком,
Утонул в снегу глубоком. Ложатся, вытягиваются.
Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»
-Где обедал, воробей?
Дети машут перекрещенными ладошками
- В зоопарке у зверей.
Ладошками изображают раскрывающуюся пасть
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя. На каждое название животного загибают по одному пальчику.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.
Иллюстративный материал и художественная литература.
С. Маршак: «Усатый-полосатый», «сказка о глупом мышонке» «Где обедал, воробей?» «Багаж» «Вот какой рассеянный» «Тигренок» «Мяч» «Как рубанок сделал рубанок»
Ноябрь.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «Домашние животные»
Существительные:
собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, кошка, крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо
Глаголы:
мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, играть, пасти, плавать,
кормиться, визжать, доить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, подковать, объездить.
Прилагательные:
пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, упрямый, копытные, молочные, бодливый, ловкий, неуклюжий,
шустрый, игривый, заботливый.
Игры и упражнения.
1. Назвать дом. животных. вспомнить названия частей животных
2. Назвать семейку:
у кошки –кот, котенок, котята; у собаки -…; у козы - …; у коровы - …;у овцы -…; у лошади - …; у свиньи -…; у кролика - …
3. Подобрать как можно больше признаков к существительным:
Кошка (какая) - …Щенок (какой) - …Лошади (какие) - …
4. Составить описательный рассказ загадку о любом домашнем животном по плану
5. Игра «чей хвост» по картинкам
Упр. «Телёнок» Координация речи с движением
Бу-бу, я рогатый. (2 прыжка, рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый. (2 прыжка, хвостик из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый. (2 прыжка, ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный.
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю. (бодаются)
Пальчиковая гимнастика «детки»
Довольна корова своими
телятами,
Овечка довольна своими
ягнятами,
Кошка довольна своими
котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими
козлятами,
А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь ручки! (прячем руки за спину)
Ноябрь.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «Дикие животные и их детеныши»
Существительные: животные, медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, барсук, кабан, бобр, лось, рога, копыта, клыки, шкура, берлога, дупло, нора, логово, запасы, шерсть, шуба, мех, хвост, лапы.
Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный, колючий, рыжая, серый, трусливый, пушистый, шелковистый, плотный, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, хищный, острый, куцый
Глаголы: зимовать, питаться, запасать, ходить, рычать, прыгать, красться, бродить. линять, меняться, рыскать, выть, притаиться.
Игры и упражнения.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «МИШКА КОСОЛАПЫЙ»
Задание 1. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий —. Серый, зубастый, страшный —. Хитрая, пушистая, рыжая —. Маленький, длинноухий, пугливый —. .Серый —. , косолапый —. , хитрая —. , колючий —. .
Задание 2. Игра «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании) :
у лисы – лисенок, лисята; у волка -, у зайца -, у медведя - …; у белки -,у ежа-…, у барсука-, у кабана-, у бобра -, у лося - …
Задание 3. Дидактическая игра «кто что делает?.» (подобрать глагол к существительному) :
Волк – охотится, кусается, воет,___
Лиса- крадется, хитрит, выслеживает, тявкает, ___
Заяц- — пугается, скачет, прячется,___
Задание 4. Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных). В норе живет (кто) — лиса. В берлоге —. В дупле —. В логове
Задание 5. Игра «Чей, чья, чье?» (образование притяжательных прилагательных) :
След (чей) – лисий, волчий, заячий, медвежий
Уши (чьи) - …
Голова (чья) - …
Упр. «Медведь». Координация речи с движением
Как на горке — снег, снег, Дети медленно поднимают руки вверх.
И под горкой — снег, снег, Медленно приседают, опускают руки.
И на елке — снег, снег, Вновь встают и поднимают руки.
И под елкой — снег, снег. Приседают и опускают руки.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь! На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Скачет белка-шалунишка, «Бегают» пальчиками по столу.
Рвет с сосновых веток шишки, Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.
Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках.
И несет в свою кладовку.
«Бегают» пальчиками по столу.
Ноябрь.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "МОЯ СЕМЬЯ. "
Словарь. Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, рот, нос, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, прическа, челка. Усы, борода, ресницы, здоровье.
Прилагательные: высокий, низкий, толстый, тонкий, длинноволосый, стриженный, кудрявый, светловолосый, темноволосый, рыжий, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый.
Глаголы: ходить, бегать, класть, брать, прыгать, царапаться, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, кивать, сжимать, разжимать, согнуть, разогнуть, хлопать, крутить.
Игры и упражнения.
1. Уметь рассказать о своей семье. Количество человек, ФИО родителей, кем работают. Выучить адрес проживания
2. Сравни, кто старше/ младше:
Папа – сын (папа старше, а сын младше).
Папа – дедушка ….
Дядя – внук…
Внучка – бабушка…
3. Скажи ласково: мама-мамочка, папа-, дочь-, сестра-, брат-, бабушка-, дедушка-…
4. Скажи наоборот: большой-маленький, молодой-, длинный-, короткий-…
Упр. «это Я». Координация речи с движением
Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой — на рот.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами.
Ой, устали. Вытрем лоб Правой ладонью проводят по лбу
Пальчиковая гимнастика «дружная семья»
Этот пальчик – дедушка Растирают большой пальчик
Этот пальчик - бабушка Растирают указательный пальчик
Этот пальчик – папочка Растирают средний пальчик
Этот пальчик - мамочка Растирают безымянный пальчик
А вот этот пальчик я Растирают мизинец
Вместе дружная семья Сжимают, разжимают кулачок
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Предметные картинки по теме Сюжетная картина «семья»
стихотворение Я. Акима «Родня»
А. Фет. «Мама, глянь-ка из окошка.»
Ноябрь.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : "Профессии"
Словарь. Существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, кладовщик, швея, закройщица, портниха, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, почтальон, кровельщик, пограничник, моряк, строитель, хлебороб, работа, труд, профессии, инженер, библиотекарь, парикмахер.
Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый. рабочий, военный
Глаголы: водить, управлять, разносить, воспитывать, лечить, учить, готовить, стирать, выдавать, кроить, шить, строить, штукатурить, красить, делать, крыть, защищать, охранять, работать, трудиться, создавать, чинить, стричь, читать.
Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.
Игры и упражнения.
1. Назови профессию: Кто лечит людей? – Врач.
Кто продает в магазине продукты? – Кто учит детей в школе? - …
Кто разносит почту? - … Кто готовит еду? - …
2. Назови профессию (образование существительных с помощью суффикса -щик) :
Кто работает на кране? – Крановщик. Кто вставляет стекла? –
Кто кладет камни? - … Кто чинит часы? - …
Кто дрессирует зверей? - …
3. Назови женские профессии: ткач – ткачиха, повар -, воспитатель -, учитель -, художник -, продавец -, певец -, летчик -, пианист -, писатель - …
4. Отгадай и выучи загадку: Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель).
5. Дидактическая игра «Кто что делает?» :Портниха – шьёт, строитель – строит, машинист -, врач - …., учитель - …., повар - …., художник -, пианист -, инженер -…
Пальчиковая гимнастика «много есть профессий разных»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет. Ребром ладони дети стучат по столу
«удивление»
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон. По очереди загибают пальцы
И очень доволен он! Разводят руками.
Упр. «МАЛЯРЫ» Координация речи с движением
Маляры известку носят, Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра
Стены кистью купоросят. Повернулись лицом в круг, движения
воображаемой кистью вверх-вниз.
Не спеша разводят мел Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.
Я бы тоже так сумел. «Красят»