Ольга Стрельникова
Лепка «Олешек» по мотивам дымковской игрушки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе
Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек
Цели:
Продолжаем знакомство детей с народными дымковскими игрушками. Воспитываем эстетическое отношение к предметам. Показываем пластичность передачи движений в лепке.
Задачи:
Публикация «Лепка „Олешек“ по мотивам дымковской игрушки в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать изучение дымковской игрушки, сопровождая восприятие через народный фольклор, познакомить с древними обрядами;
- помочь детям увидеть и выделить основные средства выразительности дымковской игрушки: пластичность, яркость, нарядность;
- закреплять приемы лепки (из целого куска пластилина игрушки по замыслу народных глиняных игрушек);
- развивать речь (составление описательных рассказов по игрушкам);
- воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к окружающей среде.
Материал и оборудование: пластилин, подставки для лепки, стеки, салфетки для вытирания рук, дымковские игрушки, аудиозаписи народной музыки.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Сюрпризный момент. Перед детьми стоит сундук.
- Ребята, посмотрите, здесь какой-то сундучок?
Сундучок тот не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверушки.
- Но, чтобы его открыть, отгадайте загадку:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
(Дымковская игрушка)
- Правильно! Давайте посмотрим, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях!
А что мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке? (ответы детей) Давайте посмотрим историю возникновения дымковской игрушки (показ картинок).
- Предлагаю поиграть в русскую народную игру
«Лягушки на болоте»:
С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
(С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.)
Ребята, скоро у нас в детском саду будет ярмарка. Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить игрушку для нашей ярмарки.
Но для начала отгадайте еще одну мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках -
Вся краса в рожках.
Дети: Олешек
- Правильно, ребята, это олешек.
Давайте обратим внимание на схему:
1. Сначала лепим две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.
2. Толстую колбаску зрительно разделяем на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части). Это ножки.
3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.
7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина.
8. Делаем рожки. Раскатываем колбаску.
9. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
10. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
Воспитатель:
Перед началом работы разогреем ручки:
Пластилин рукой сожму (Все движения выполняются в соответствии с текстом.)
И немного подожду.
А теперь другой рукой,
Станет мягкий он такой!
Очень сильно покатаю –
Меж ладошек он не тает,
А становится послушным,
Им лепить гораздо лучше!
- Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
(Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приёмы работы)
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Воспитатель анализируют работы:
- Вот это игрушки у нас получились, настоящие дымковские!
Кто трудился от души - веселись теперь, пляши!
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все танцуют с нами вместе! (Звучит русская народная мелодия "Барыня")
Дети танцуют.
- Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!