Елена Новикова
Летняя прогулка «Бабушка-травница о лекарственных травах» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, растущих на территории участка прилегающего к садику.
Развивать творческие изобразительные способности детей, речь, память.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование.
Лекарственные растения растущие на участке, запрещающие знаки, камушки, песок, коробочки для песка, раскраски, карандаши, краски, кисти, вода, лейки.
Познавательный досуг.
Публикация «Летняя прогулка „Бабушка-травница о лекарственных травах“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Травница
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Прогулка. Лекарственные растения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Дети рассаживаются на ковре (скамейках) на лужайке, слушают рассказ бабушки-травницы.
- здравствуйте, дети. Все в округе меня зовут «Бабушка-травница». Знаете почему? (Вы собираете травы). Я собираю травы готовлю из них волшебные снадобья, я знаю как и какие надо собирать травы. Ваши родители ходят в аптеки если вы заболеете и покупают лекарства, очень многие из них приготовлены на основе трав. Раньше люди лечились только травами.
Хочу рассказать вам сказку. По окончании вы скажите как можно сказку озаглавить.
Сказка.
Заспорили четыре времени года- у кого самые лучшие цветы?
Притопнула каблучком Весна- где снег лежал, ручейки зазвенели, трава зазеленела. Распустились подснежники, пролеска, мать- и-мачеха, ландыши.
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет,- возражает ей Лето.
- Цветы у тебя, и правда, красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло цветочной шляпой Лето, рассыпало не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует- звенят колокольчики. Куда не глянешь- ромашки, васильки, иван-чай. Красота! А запахи какие!
От злости повеяло холодом от Осени. И краски Лета поблекли.
- Мои цветы не хуже,- и повела Осень багряным рукавом.
Тут зацвели: цикорий, гусиные лапки и снова распустились одуванчики.
А что же Зима? Она слушала и посмеивалась. Взяла и засыпала снегом и лес, и луг, и поле. Травы и цветы почернели и заснули. Все покрыто снегом. Только зимний сад не боится мороза, ведь он за стеклом. Продолжают цвести бегонии, примулы, орхидеи.
- Этот сад вырастили люди, цветы здесь самые красивые,- хвалится Зима.
До сих пор продолжают спорить времена года- у кого самые лучшие цветы.
- Понравилась сказка? Как можно ее озаглавить? (Как спорили времена года)
Я радуюсь первым весенним цветам, с восхищением смотрю на летнее разнотравье. Осень радует красотой деревьев. Зимой мы ухаживаем за зимним садом, он есть у каждого дома.
Но только летом мы идем в поля луга леса собирать лечебные травы и цветы. Что из них получают? (ответы детей).
Правильно. Делают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней.
Предлагаю поиграть в игру «Назови растение». (Дети загадывают загадки, читают стихи).
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки.
На земле лежат листочки
Маленькие лапушки.
Нам он- как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет- нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (Одуванчик)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь,
На себе их не найдешь. (Лопух)
Снег сошел с бугра
И вот,
Посилившись тесно,
В желтых шапочках народ
Сразу занял место. (Цветы мать- и –мачехи)
«Клевер»
Даль сиреневого цвета-
Здесь шмели гудят все лето.
Соком сладким манит клевер
На душистые поля.
И как брошь к цветку приклеил
Добродушного шмеля.
Ловит солнышко лучистое
Зрея на опушке.
Покраснеет- и, душистая
Попадает в кружки. (Земляника)
Только тронь-
И отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (Крапива)
- Молодцы, ребята.
А сейчас вам покажу растения, которые растут у вас на участке. Назовите их. Как используют при болезнях эти растения.
(Бабушка- травница показывает растения, если дети затрудняются или дают не полный ответ, она рассказывает про них).
Береза.
Лекарственным сырьем служат листья, почки, сок. Сок не только пьют, но им можно умываться, мыть волосы. В почках и листьях содержится много полезных веществ, лечат суставы, готовят ранозаживляющие составы.
Акация белая.
Душистое масло из цветков нашло применение в парфюмерии. Акация является хорошим медоносом. Используют как жаропонижающее, отхаркивающее средство.
Вьюнок полевой.
Используют курни, стебли, цветки при бронхитах, бессонница.
Календула лекарственная.
Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, болеутоляющее.
Тысячелистник обыкновенный.
Отвар используют для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.
Используют как противовоспалительное средство, кровоостанавливающее, бактерицидное.
Липа.
Липа является медоносом. Используют как суррогат чая. Оказывает успокаивающее действие при гриппе, бронхите, детских инфекциях.
Лопух большой.
Высушенные и перемолотые корни употребляют в пищу, для укрепления волос, при многих заболеваниях (внутренних, кожных).
Клен.
Листья содержат углеводы, витамины, органические кислоты. Отвар из листьев обладает противомикробным, жаропонижающим, ранозаживляющим действием.
Крапива.
Полезно добавлять в корм свиньям, курам, коровам (куры несутся всю зиму, коровье молоко жирное). Листья помещенные в молоко предохраняют эго от закисления. Люди используют молодую крапиву в борщах, салатах. Полезен сок молодой крапивы. Используют при кровотечениях, заболеваниях сердца, крови. Отваром можно мыть волосы.
- Молодцы ребята. Сейчас прошу вас найти на участке лекарственные растения (Дети расходятся, собирают растения, подходят к бабушке- травнице, рассказывают о тех растениях, которые они собрали).
Подорожник большой.
Используют листья и семена. Препараты обладают противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим действием. Сок используют при заболеваниях желудочно- кишечного тракта.
Ромашка аптечная.
Лекарственным сырьем служит цветочные корзиночки. Используют при заболевании дыхательных путей, полости рта, в парфюмерии.
Одуванчик.
Молодые листья используют в пищу (готовят салаты, супы, приправы). Подсушенные и измельченные корни как суррогат кофе. Из цветков варят варенья. Листья содержат витамины (С, А, В1, минеральные вещества. Корни и листья обладают успокаивающим, антиаллергенным, противоглистовым действием.
Мать-и-мачеха.
Используют при бронхитах, головных болях, является ранозаживляющим растением. При насморке используют сок как капли. Настойку используют при мытье волос.
Клевер.
Используют как кормовую культуру. Молодые стебли и листья добавляют в салат. Сухие листья используют при выпечки хлеба. Растение содержит много витаминов и минеральных веществ. Так же используют для остановке кровотечения, заживления ран, при ожогах, при воспалении ушей, глаз.
Бабушка- травница предлагает детям присесть.
- Я хочу вам рассказать как надо собирать травы.
Правила сбора трав.
1. Хорошо знать лекарственное растение внешне.
2. Собирают утром, после того, как высохнет роса.
3. Собирать только в поле, на лугу, в лесу.
- Почему в городе нельзя собирать? (Ответы детей).
4. Сушить в проветриваемом помещении, в тени.
5. Хранить букетиками подвешенными к потолку, тканевых мешочках не более одного года.
- Давайте мы все вместе вспомним чего делать на природе нельзя (Бабушка- травница показывает запрещающие знаки).
- Из собранных мной и вами лекарственных растений мы сделаем гербарий «Лекарственные растения участка нашего садика».
Творческое задание.
Бабушка- травница предлагает детям с помощью камушков, коробочек с песком составить мозаику с изображением лекарственных растений (Дети делятся на группы, по 4-5 человек, выбирают растения. Например: 1 группа- одуванчик, 2 группа- ромашка,3 группа- клевер, и т. д. Дети составляют мозаики, раскрашивают камушки).
Бабушка- травница хвалит детей.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
Во время прогулки можно предложить детям раскраски «Деревья и листья», «Полевые цветы».
Бабушка- травница играет с детьми в подвижную игру «Добеги до дерева».
В конце прогулки дети вместе с бабушкой- травницей поливают цветы на клумбе.