МААМ-картинки

Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду

вера зворыгина
Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду

Личностно – ориентированный подход

в период адаптации ребенка в детском саду

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Адаптация это - приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Публикация «Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду» размещена в разделах

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей рано выходить на работу, с другой, - все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно - ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

От того, насколько педагог найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, - зависит течение и длительность адаптации. Будут ли ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.

Адаптационный период – серьё зное испытание для малыша: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройства сна и аппетита.

Чтобы избежать возможных осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. В группе нужно использовать целую систему мероприятий по предупреждению дезатаптации детей. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса и личностно – ориентированный подход к детям. Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ребенком в этот период.

Задачами работы с детьми в период адаптации являются :

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфорта;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.

Учитывая интеллектуальное развитие, психосоматическое состояние, е стоит забывать о взаимоотношениях ребенка с окружающими. Именно эти отношения проявляют индивидуальные качества ребёнка. Зная эти особенности, легче выбрать эффективную и правильную тактику в организации развивающих, воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий. Чтобы адаптация ребёнка в ДОУ прошла успешно, необходимо осуществлять лично – ориентированный подход. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры помогают детям довольно быстро адаптироваться и вернуться в нормальное состояние.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы с детьми младшего возраста является игра, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым малышом. Подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Дети младшего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр детей раннего возраста делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребё нку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, глиной и др.

Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, слуха, обоняния, температурной чувствительности. В процессе игры ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение происходит на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Для достижения хороших результатов в общении в группе создаем доброжелательную мирную обстановку. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Большую роль в процессе адаптации играет изобразительная деятельность. Для ребёнка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование маркерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребё нка: тоскливо и тревожно или радостно и светло.

Рисование, аппликация, лепка – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение умственного воспитания детей.

Особая роль при этом уделяется семье. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от своих родителей, других родственников и наоборот. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.

На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношение и дать ребёнку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последнее имеет специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребёнку).

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребёнка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин дезадаптации.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно, особенно в адаптационный период.

Для того чтобы дети адаптировались к условиям детского сада быстрее и легче, усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но, главное, на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, помогает им организовать совместную игру, в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: доброжелательнее относятся друг к другу, меньше конфликтуют, стремятся вызвать интерес и сочувствие.

То как ребёнок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и насколько легко в будущем он адаптируется к школьной жизни. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортно в новой жизни, нужно позаботиться именно в раннем детстве.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в период адаптации С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей в детском саду Особенности взаимодействия воспитателя с родителями, в период адаптации детей в детском саду. Подготовила педагог ДОУ № 25 «Золотой ключик».

Консультация для родителей «Игры в период адаптации ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Игры в период адаптации ребенка в детском саду» онсультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста «Игры в период адаптации ребенка в детском саду» Адаптация детей раннего.

Адаптация детей в детском саду. Игры в период адаптацииАдаптация детей в детском саду. Игры в период адаптации Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. У детей в период адаптации могут нарушаться.

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детском саду Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно.

Практикум для родителей в рамках родительского клуба «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Практикум для родителей в рамках родительского клуба «От А до Я» «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Цель: сохранение и укрепление.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Адаптационный период Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда,.

Презентация «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к ДОУ» слайд 1 Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией.

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детском саду Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная и важная пора для детей раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду
Опубликовано: 4 марта 2019 в 16:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД