Вера Зворыгина
Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно – ориентированный подход
в период адаптации ребенка в детском саду
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Адаптация это - приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Публикация «Лично — ориентированный подход в период адаптации ребенка в детском саду» размещена в разделах
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей рано выходить на работу, с другой, - все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно - ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
От того, насколько педагог найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, - зависит течение и длительность адаптации. Будут ли ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.
Адаптационный период – серьё зное испытание для малыша: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройства сна и аппетита.
Чтобы избежать возможных осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. В группе нужно использовать целую систему мероприятий по предупреждению дезатаптации детей. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса и личностно – ориентированный подход к детям. Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ребенком в этот период.
Задачами работы с детьми в период адаптации являются :
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфорта;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.
Учитывая интеллектуальное развитие, психосоматическое состояние, е стоит забывать о взаимоотношениях ребенка с окружающими. Именно эти отношения проявляют индивидуальные качества ребёнка. Зная эти особенности, легче выбрать эффективную и правильную тактику в организации развивающих, воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий. Чтобы адаптация ребёнка в ДОУ прошла успешно, необходимо осуществлять лично – ориентированный подход. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры помогают детям довольно быстро адаптироваться и вернуться в нормальное состояние.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы с детьми младшего возраста является игра, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым малышом. Подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.
Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Дети младшего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр детей раннего возраста делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребё нку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, глиной и др.
Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, слуха, обоняния, температурной чувствительности. В процессе игры ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение происходит на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Для достижения хороших результатов в общении в группе создаем доброжелательную мирную обстановку. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
Большую роль в процессе адаптации играет изобразительная деятельность. Для ребёнка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование маркерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребё нка: тоскливо и тревожно или радостно и светло.
Рисование, аппликация, лепка – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение умственного воспитания детей.
Особая роль при этом уделяется семье. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от своих родителей, других родственников и наоборот. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.
На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношение и дать ребёнку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последнее имеет специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребёнку).
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребёнка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин дезадаптации.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно, особенно в адаптационный период.
Для того чтобы дети адаптировались к условиям детского сада быстрее и легче, усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но, главное, на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, помогает им организовать совместную игру, в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: доброжелательнее относятся друг к другу, меньше конфликтуют, стремятся вызвать интерес и сочувствие.
То как ребёнок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и насколько легко в будущем он адаптируется к школьной жизни. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортно в новой жизни, нужно позаботиться именно в раннем детстве.