Ольга Кайдалова
Личностно-ориентированный подход в детском экспериментировании
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - это новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Экологическое воспитание, как новое направление дошкольной педагогики, нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Личностно-ориентированный подход в детском экспериментировании» размещена в разделах
При проведении экспериментирования нужно учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников эксперименталього процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохранится ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением. Не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло, время отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно резрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
Во время работы дети не могут работать, разговаривая, они проговаривают свои действия вслух. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является потребностью любого творчески работающего человека независимо от возраста.
Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не все дети склонны к экспериментированию, у одних экспериментирование выражено очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериентировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у кого особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься любимым интересным для них делом. Мы не всегда торопимся дать детям готовый ответ, а способствуем тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно, т. к. в ходе поиска дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В процессе детского экспериментирования дети учатся : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникающими проблемами.