Юлия Филимонова
Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Филимонова Юлия Борисовна инструктор ФИЗО СОГБОУ "Прогимназия "Полянка" г. Смоленск
Личностно-ориентированный подход в ДОУ на занятиях по физическому воспитанию
Личностно-ориентированный подход — это такой подход, где во
главу угла ставится личность дошкольника, ее самобытность, самоценность,
субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с
содержанием образования. (Якиманская И. С.)
С позиции личностного подхода - личность должна стать в собственном
Публикация «Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию» размещена в разделах
смысле слова содержанием воспитания. Конечная цель обучения и
воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы
воспитанника.
Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты
воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка. В этом аспекте
воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентиро-ванных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоз-зрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у детей развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенс-твованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей.
Таким образом, целью моей работы является: рассмотреть влияние
особенностей личностно–ориентированного подхода на формирование
технологии здоровьесберегающей образовательной среды в организации
занятия по физической культуре.
Для достижения поставленной нами цели необходимо:
- определить задачи личностно-ориентированного воспитания в
физической культуре;
- раскрыть сущность личностно – ориентированного обучения;
- выявить основные требования к личностно – ориентированному
занятию физической культурой;
- рассмотреть примеры организации личностно – ориентированных
занятий физической культурой.
Задачи личностно-ориентированного воспитания в физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная
деятельность);
- формирование здорового образа жизни (оздоровительная
деятельность)
- формирование умений, двигательной подготовленности
(развивающая деятельность);
- формирование культурологических стремлений и социально
значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Сущность технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в образовательном процессе.
Под личностно-ориентированным физкультурным образованием
понимается целенаправленное физическое формирование человека
посредством развития его индивидуальных способностей. Содержание
личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических
технологий дифференцированного обучения двигательным действиям,
развитие физических качеств, формирование знаний и умений, которые
обеспечивают достижения физического совершенства.
На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по
оздоровлению учащихся поможет переход от авторитарных, групповых
подходов в физическом воспитании дошкольников к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.
Задача инструкторов ФИЗО заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, сознательно относиться к выполнению тех или иных физических
упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья,
т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и
воспитании. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая
деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом,
приживутся ли в его семейном круге занятия физкультурой.
Для инструктора очень важно правильно организовать занятие
физической культуры, т. к. оно является основной формой педагогического
процесса.
Основные требования к личностно – ориентированному подходу на занятиях по физической культуре.
При планировании и проведении занятия необходимо опираться на
основные современные требования к занятию физической культуре с
комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
- включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем детей,;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности
воспитанников;
- осуществление индивидуального подхода к детям с учетом личностных возможностей;
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
Современное занятие физической культурой и повышение его
эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-
ориентированного обучения. Важнейшее требование к занятию физической
культурой - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,
двигательной подготовленности, особенностей развития психических
свойств. Приступая к работе в сентябре выявляется уровень
физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья
дошкольников (по данным медицинских карт).
Для определения нагрузки на занятии используются различные
подходы и методы: визуальное наблюдение за внешним видом детей, за манерой их поведения на занятии, которые дают представление о
степени нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,
интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники
физических упражнений, осанка, поведение и т. д. Используется метод
пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который
помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий
возрастным особенностям воспитанников, уровню их физического развития и
подготовленности.
Пример организации личностно – ориентированных занятий физической культурой.
Занятие проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня подготовленности детей, с целью более качественного выполнения упражнения. Что позволяет создать условия для эмоционального благополучия, учесть возможности каждого воспитанника.
Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных
условиях или изменяющихся усложнённых условиях
(в зависимости от вида упражнений, а также для них увеличивается число повторений и количество пробегаемых кругов. Менее подготовленные работают в стандартных условиях, остальные в облегчённых.
Дифференцированное развитие двигательных качеств в группах разной
подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и
различных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется
разная, в результате чего уровень физической подготовленности
воспитанников существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.
В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий,
у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. На занятиях
применяются стандартное оборудование и мелкий инвентарь
(гимнастические палки, скакалки, обручи и др., проводятся занятия с музыкальным сопровождением, включаются элементы ритмики, дыхательные упражнения.
Это позволяет увеличить моторную плотность занятий и сделать их более
интересными.
В практике физкультурно-оздоровительной работы широко
применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать
не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения.
В игре и через игровое общение у дошкольников проявляется
и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир,
адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от
сознания человека работают различные группы мышц, что так же
благотворно влияет на здоровье.
Обязателен контроль физической нагрузки каждого ребенка по частоте
сердечных сокращений перед началом занятия и после нагрузок различного
характера.
Особое внимание на занятии уделяется детям с избыточным весом
и физически слабым, которые не желают заниматься из-за своей
неловкости. Для них снижается нагрузка, уменьшается время выполнения
заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;
даются более простые подводящие и подготовительные упражнения,
разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.
Обязательно проводится индивидуальная работа с детьми, у
которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
Индивидуальная работа на разных этапах занятия способствует сохранению физического, нравственного и социального
здоровья обучающихся.
Этот метод работы осуществляется только при наличии воспитателя.
Оценка физической и технической подготовленности обучающихся.
При оценке физической подготовленности ребенка учитываются как
максимальный результат, так и прирост их результата. Причем
индивидуальные достижения (т. е. прирост результатов) имеют приоритетное
значение. При оценивании должны учитываться и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Также применяются методы поощрения, словесные одобрения. Одних ребят надо убеждать в собственных
возможностях, успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего
рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у дошкольников
положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для
общественной активности.
Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются, в основном, по выполнению доступных им двигательных действий. Они направляют свои усилия на преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Ребенок должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Таким образом, предлагаемая методика учитывает
психологические и физические особенности воспитанников.
Обеспечение дифференцированного подхода с учетом
их физического развития и двигательной подготовленности; достижение
высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности,
образовательной и инструктивной направленности занятия; формирование у
обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими
упражнениями - всё это важнейшие требования современного занятия
физической культурой.
Вывод.
В связи с этим личностно-ориентированный подход понимается как:
- индивидуальный подход педагога к каждому ребенку, помогающий
ему в осознании себя личностью с определенными возможностями,
стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;
- использование и активизация внутренних саморегулирующихся
механизмов развития личности;
- создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и
саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической
активности;
- создание условий для формирования у детей своего
собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей
деятельности;
- организация образовательного процесса с задействованием единства
эмоциональной и мотивационной сферы личности;
- образовательный процесс, критериями эффективности которого должны
являться условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество
образования в сфере физического воспитания.
В реализации личностно-ориентированного подхода у дошкольников
формируется уверенность в своих силах, а это является фундаментом воспитания волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности.