Лучший педагог года

Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

Людмила Борисенко
Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида д. /с. № 22 «Почемучка»

«Лингвистические игры как средство развития коммуникации дошкольников"

Воспитатель:

Борисенко Людмила Викторовна

Саяногорск 2012

Игра принимает всех

Слова, слова, слова

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным - полно

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Публикация «Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников» размещена в разделах

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Игры для 2мл. гр.

«Разные слова».

Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Содержание игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например :

«собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

И наоборот к исходному слову-прилагательному подбирают существительное.

Например:

«зеленый» - помидор, трава, ель, дом и т. д.

Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

Какие бывают слова

Есть сладкое слово – конфета. Есть слово упрямое – цель.

Есть быстрое слово – ракета. Есть слово зеленое – ель.

Есть кислое слово – лимон. Есть книжное слово – страница.

Есть слово с окошком – вагон. Есть слово лесное – синица.

Есть слово колючее – ежик. Есть слово пушистое – снег.

Есть слово промокшее – дождик. Есть слово веселое – смех.

М. Пляцковский

«Узнавание».

Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Игры для ср. гр.

«Цепочка слов».

Эта игра используется с детьми среднего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово – «кошка».

- Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная…

- Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

- Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, прямым…

- Что еще может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд…и т. д.

«Кто что делает».

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных (неречевых) средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

Например: «Что можно повесить на стену? Где можно спрятаться от дождя? Кто сторожит дом? Что можно читать? Чем гвозди забивать? Как узнать, сколько времени? Кто мышей ловит?

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.

Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову существительному придумывают несколько глаголов.

Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям.

Например, взрослый поднимает обе руки – это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.

«Летает – не летает».

Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «растет – не растет» и т. п.

Чем отличаются

Чем отличаются кильки от речки,

Чем отличается хлев от овечки,

Чем отличается повар от ужина –

Спрашивать так интересно и нужно.

Р. Сеф.

Дотошный старичок

Старичок был дотошный, но приятный на вкус.

Подошел и спросил: - А точнее?

- Что такое картошка? - Точнее,

- Небольшой апельсин. загорелый арбуз,

- А точнее? закопавшийся в землю

- Точнее, потому что – жара.

бегемот без хвоста, - А точнее?

без ушей и без шеи, - Точнее,

без зубов и без рта, мне обедать пора.

очень-очень ленивый,

Г. Кружков.

Игры для ст. гр.

«Рисунки по кругу».

В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течении 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начинал рисовать. Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. «Круговым» способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи, которые, в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.

«Я хочу нарисовать».

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один ребенок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету и т. д. взрослый обобщает: «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …». По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

«Веселые картинки».

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

В качестве опоры для составления рассказов можно использовать и так называемую «экспресс»- таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий. В дальнейшем дети могут самостоятельно составлять такие опоры и обмениваться ими друг с другом, сочиняя рассказы по таблицам партнеров по игре, сверстников.

«Цветные рассказы».

Эта игра также преследует цель развития детского литературного творчества. В отличие от предыдущей игры в качестве исходного наглядного материала детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых собственно и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Например, детям предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний) ряд – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом: «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно яркое желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха. Почистив свои коричневые крылышки, она весело запела, встречая новый день. Лесные жители встретили ее пение одобрением: земляника повернула свои красные головки к солнышку; оранжевые лисички-сестрички дружно затараторили, рассказывая друг другу свои сны; жук, расправил свои фиолетовые крылышки и полетел по делам. Лес наполнился звуками, и начался новый день». Для усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением, ситуацией в процессе создания литературного произведения.

Игры для подг. гр.

«Угадай настроение».

Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями, анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.).

В этой игре можно задействовать любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предложите ребятам отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Этого нельзя делать», «Идем со мной», «Здравствуй!», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся», «Я боюсь» и т. д.) и подобрать картинку (или выразить мимически, соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Или показать частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) определенные состояния: «Я горжусь», «Я самый сильный», «Нет», «Мне это не нравится», «Я очень люблю эти конфеты», «Я вижу в небе радугу», «Я спрятался», «Где же вы» и пр.

Спектр человеческих чувств очень обширен и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах заключается, как считал К. С. Станиславский, мощный творческий импульс. Предложите ребятам следующие задания:

а) передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок;

б) взять со стола нитку, как будто это – змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, непоседа-кузнечик;

в) пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкая тропинка или узкий мост через реку;

г) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как очень старый человек, которому очень жмут ботинки, как балерина, как манекенщица, как «задавака», как человек, который несет тяжелую ношу.

После выполнения из заданий-показов дети могут поделиться своими чувствами, ощущениями.

Эмпатийная способность имеет важное значение не только в общении между людьми, особую роль она играет в литературном творчестве, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения.

«Да-нетка».

Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором. Правила игры достаточно просты: один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо «Да», либо «Нет», пытаются определить задуманное. Иллюстрировать можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:

- Загадала я предмет.

- Это лейка?

- Нет.

- Не лейка?

- Нет.

- Это кошка?

- Нет.

- Это мошка?

- Нет.

- Может, кнопка?

- Нет.

- Значит, пробка!

- Нет.

- Не могу найти ответ.

После прочтения можно спросить детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» - и разобрать с ними примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово «бабушка».

Вопрос: Ответ:

- Предмет живой? - Да.

- Это животное? - Нет.

- Это растение? - Нет.

- Это человек? - Да.

- Мужчина? - Нет.

- Живет в нашем городе? - Да.

- Живет вместе с тобой? - Да.

- Это твоя сестра? - Нет.

- Мама? - Нет.

- Бабушка? - Да.

Усложняется содержание – загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; «Да-нетки» придумывают сами дети.

«Объяснялки».

Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей – ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно. Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении. Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

Вот так дети объясняют значение некоторых слов:

Музей – это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

Облако – это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть на верху.

В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др., а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.

Желаем успеха!

И вот закончилась игра…

Нам книгу закрывать.

Но мы надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней –

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

А если ты запомнил их –

Не зря твой день потрачен!

Сумей сей ценный клад сберечь!

Мы не прощаемся, до новых встреч!

Б. Заходер.

Литература.

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития». 1998г.

Публикации по теме:

Мастерская слова. «Цветик-семицветик». Цель: формирование основ грамоты. Задачи: образовательные -активизация словаря, закрепление понятий : слово, слог, буква, звук; умение делить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2012 в 13:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД