Альбина Турежанова
Проект «Литература как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта по развитию речи «Литература как средство развития речевой деятельности»
Полное наименование проекта Литература как средство развития речевой деятельности
Тип проекта Творческий, познавательно-исследовательский
Цель проекта формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком;
Публикация «Проект „Литература как средство развития речи“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты.
развитие зрительного внимания, логического мышления, творческого воображения.
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Состав участников Дети подготовительного возраста и их родители
Продолжительность Долгосрочный (1 месяц)
Планируемые результаты проектной деятельности Для детей: выставка работ «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка».
Для взрослых:
Актуальность При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В рамках художественного текста слова и их сочетания имеют дополнительное значение, позволяя создать яркие образы. Изобразительные средства языка эмоциональны, метки, они позволяют оживить речь, совершенствовать словарь дошкольника, а также развитие мышления. Необходимо использовать все возможности в рамках работы над изобразительными средствами в рамках художественных произведений.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Таким образом, можно говорить о том, что использовании в процессе развития речи дошкольника разнообразных художественных произведений позволяет пополнить словарный запас, а также сформировать общую коммуникативную культуру дошкольника.
Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к уральским сказам. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Очень важно, чтобы каждое новое произведение уже знакомого им писателя дети воспринимали как частицу его творчества, могли вспомнить его название и содержание других произведений, выделить особо понравившееся произведение.
Поток информации, которую ежедневно усваивают дети, чрезвычайно велик. Поэтому зачастую они легко забывают названия произведений, фамилии авторов. Учитывая данные обстоятельства, мной был разработан проект ознакомления с художественной литературой. Практика показала, что по плану подобного проекта детям намного легче запомнить информацию.
В данном проекте предлагаю рассмотреть творчество П. П. Бажова (1879-1950 гг.)
Для формирования интереса к произведениям художественной литературы необходимо в доступной и понятной для детей форме рассказать о писателе, его произведениях, показать книги, в которых рассказывается о большом искусстве народных мастеров: гранильщиков и камнерезов. В связи с этим дети были ознакомлены с современными изделиями из настоящего и искусственного камней. Затем, дети приняли участие в викторине по уже известному им произведению «Серебряное копытце».
Мы сделали свою книжную выставку произведения П. П. Бажова. Нами были прочитаны такие произведения, как «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка».
После прочтения этих произведений была проведена беседа по содержанию. Для лучшего усвоения и запоминания содержания текста, были использованы следующие приемы:
- вопросы воспитателя;
- просмотр иллюстраций к произведению;
- демонстрация рисунков и развлекательных панно с изображением героев и эпизодов из сказок Бажова;
- словесные зарисовки;
- акцентирование внимания на эмоциональных сценах (н-р, вспомните самый смешной/грустный момент в произведении)
- драматизация отрывков.
Произведения Бажова очень трудно воспринимать на слух, в них много старых, непонятных детям слов. Чтобы лучше понять сказы, мы еще раз все произведения посмотрели в формате видео. Детям просмотр очень понравился. В мультфильмах они обратили внимание на красоту уральской природы, на жизнь людей, их работу, творчество. Увидели, как мастера понимали и воспроизводили красоту в своих изделиях.
После ознакомления с творчеством Бажова, детям было предложено самим превратиться в уральских мастеров и показать им свое творчество.
Вся эта работа должна способствовать развитию у ребенка таких качеств, как эстетичность, умение понимать и ценить прекрасное. Все это под впечатлением от изученных произведений, они отразили в своих работах:
1. «Малахитовая шкатулка» (сделали вместе с детьми в детском саду»);
2. «Огневушка-Поскакушка» (работа детей дома с родителями);
3. «Голубая змейка» (делали с детьми в детском саду);
4. «Каменный цветок» (рисовали в детском саду).
В завершении мы провели итоговый «Бажовский карнавал»
Этот метод планирования способствует более глубокому, эмоциональному осознанию произведения. Дети лучше запоминают авторов и их произведения.