Ирина Чеботарева
Литературная гостиная с элементами Тико-моделирования «Путешествие на автобусе памяти по памятным местам Тюмени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к родному краю.
Задачи: - закрепить знания детей об историческом прошлом родного поселка и близлежа-щего города;
- воспитывать интерес к истории родного края;
- закреплять знания детей о вкладе Тюмени в Великую Победу;
- познакомить с памятными местами города Тюмени;
- развивать умения поддерживать беседу;
- совершенствовать умение выразительно читать стихи;
- развивать интерес к ТИКО-моделированию;
Публикация «Литературная гостиная с элементами Тико-моделирования „Путешествие на автобусе памяти по памятным местам Тюмени“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Общественный транспорт
- Тико-конструктор
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Оборудование и материалы: Проектор, ноутбук, макет автобуса, схемы и детали ТИКО конструктора.
Ход занятия
Слайд 1 – фото детского сада
Дети и воспитатель проходят в центр и присаживаются полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: В эти праздничные дни наша страна отмечала День Победы. В каждом городе и в каждом поселке нашей большой страны прошли митинги в память всех тех, кто вырвал нашу Родину из лап фашистов. Из-за плохой погоды не все присутствующие здесь смогли прийти к обелиску в нашем посёлке. Но у нас сегодня есть такая возможность. Вы помните, что существует традиция приносить цветы к памятникам. Сейчас мы с вами сделаем цветы из деталей ТИКО - конструктора.
Дети подходят к столу с деталями и по схемам конструируют цветы, воспитатель помогает в случае необходимости.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь берём свои цветы и отправляемся в путь.
Слайд 2 – дорога среди берёз
Дети идут за воспитателем и повторяют слова
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки идем.
Слайд 3- памятник «Никто не забыт, ничто не забыто»
Воспитатель: Ребята, давайте положим наши цветы к обелиску «Никто не забыт, ничто не забыто»
Дети и воспитатель кладут цветы и отходят в сторону.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на памятниках воинам Великой Отечественной войны пишут имена павших бойцов. А вот на обелиске в нашем посёлке имен нет. Почему?
Дети: Потому, что наш посёлок появился уже после войны.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Но всё равно мы с вами являемся потомками победителей и бережём память о них.
Воспитатель даёт детям фотографии их родственников – участников ВОв, дети встают к памятнику. Ребёнок рассказывает стихотворение
Ребёнок 1: Мой прадед рассказал мне о войне.
Как в танке сражались, горели в огне,
Теряли друзей, защищая страну
Победа пришла в сорок пятом году.
Вечернее небо, Победы салют.
Солдаты России наш сон берегут.
Я вырасту- детям своим расскажу
Как прадеды их защищали страну!
Вызванные дети возвращаются к остальным ребятам
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать у других памятников нашего края воинам – освободителям? (Да) Тогда я вас приглашаю на экскурсию на автобусе памяти в город трудовой доблести – Тюмень.
Слайд 4 – остановочный комплекс «пос. Новотарманский»
Воспитатель: Занимайте места в нашем автобусе памяти и будьте внимательны - во время нашего пути вы услышите отрывки фронтовых песен, которые поддерживали бойцов, помогали им верить в победу и приближать её, а также узнаете названия остановок общественного транспорта города Тюмень.
Дети рассаживаются и отправляются в виртуальное путешествие
Слайд 5 - видео под песню «Катюша» (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 6 – остановочный комплекс «Памятник Прощание»
Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли в Тюмень. Выйдем на этой остановке. Как она называется?
Дети: Остановка памятник Прощание.
Воспитатель: Верно. А вы внимательно слушали песню? О ком она?
Дети: О Катюше.
Воспитатель: Правильно. Это песня о девушке Катюше, которая ждёт своего любимого со службы. Таких девушек в годы войны было много.
Слайд 7- памятник «Прощание»
Воспитатель: Вот и сейчас мы с вами подошли к памятнику девушке и юноше, поставлен-ному в честь 111-ти выпускников школ города Тюмени, не вернувшихся с войны. Прочитаем стихи в память о них.
Ребёнок 2: Легко бежала босиком
По пыльной Первомайской
В любимом платье выпускном –
Успеть бы повидаться!
Успеть увидеть милый взгляд,
Как в танце, чуть обняться
И пожелать: «Скорей домой
С Победой возвращаться!»
Ребенок 3: Надев шинель,
Он знал уже,
Что это не свидание:
Мужчины едут на войну –
Им предстоит прощание.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А нам пора двигаться дальше. Занимайте места в автобусе.
Дети возвращаются в автобус, включается следующий слайд
Слайд 8 – видео под песню «Журавли» (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 9 – остановочный комплекс «Площадь Памяти»
Воспитатель: Выходим, ребята. А на какую остановку мы с вами приехали?
Дети: Площадь Памяти.
Воспитатель: Верно, ребята. Мы с вами приехали на Площадь Памяти
Слайд 10 – Стела «Свеча Памяти»
Воспитатель: Здесь находится 29-ти метровая стела "Свеча Памяти". Она символизирует скорбь по погибшим в Великую Отечественную войну, а рядом находятся каменные пилоны с именами наших земляков, отдавших свою жизнь ради нашей с вами жизни. Вспомним о них стихами.
Ребёнок 4: Бушует ранняя весна,
От яблонь город как в метели.
Тюмень торжественно ясна
И платье белое надела.
Святым и светлым майским днем
Мы отмечаем День Победы,
Чтоб не забыть, пока живём,
Как воевали наши деды.
Ребёнок 5: Как провожали до двери
Ровесниц юные ребята,
А после брали вещмешки
И шли к дверям военкомата.
В последний раз родных обняв,
Тюменцы строились в колонны.
На Запад, где кипит война,
С вокзала плыли эшелоны.
Ребёнок 6: В Сибири не было войны,
Но бесконечны павших списки.
В Сибири не было войны,
Но в каждом парке обелиски.
Сибирь, кормившая страну,
Ждала нас, мучась и печалясь.
Из ста ушедших на войну
Всего лишь трое возвращались.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нам пора отправляться в путь. Занимайте места в автобусе.
Дети возвращаются в автобус, включается следующий слайд
Слайд 11 – видео под песню «10 наш десантный батальон» (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 12 – остановочный комплекс «Сквер тружеников тыла»
Воспитатель: Мы приехали, выходим ребята. А кто запомнил, что это за остановка?
Дети: Это сквер тружеников тыла.
Воспитатель: Ребята, а кто такие «труженики тыла»? Что это за люди?
Дети: Это те, кто работал на заводах, в полях, а не ушёл на войну.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Во время Великой Отечественной войны в Тюмени не свистели пули, не разрывались снаряды, но тюменцы жили по-настоящему военной жизнью. В городе производили оружие, военную технику, выращивали хлеб, шили теплую одежду для фронта, катали валенки, изготавливали лекарства, лечили раненых. Ребята, а кто же выпол-нял всю тяжёлую работу, если большинство мужчин ушло на войну?
Дети: Трудились женщины, дети и старики.
Слайд 13- памятник «Труженикам тыла»
Воспитатель: Да. За этот тяжелый труд в Тюмени поставлен памятник всем труженикам нашего края. Вспомним об этом времени стихами.
Ребёнок 7: Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Ребёнок 8: Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Ребёнок 9: Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Воспитатель: 20 мая 2021 года Тюмени присвоено звание «Город трудовой доблести».
Ребята, а вы помните, какую необычную военную технику изобрел авиаконструктор Олег Константинович Антонов в нашей Тюмени? Посмотрите, что это? (показать картинку)
Дети: Это летающий танк.
Воспитатель: Верно, а давайте покажем нашим гостям, какую военную технику мы с вами сконструировали из ТИКО конструктора. (Дети выносят свои поделки)
Воспитатель: И мы отправляемся дальше. Занимайте места в автобусе.
Дети возвращаются в автобус, включается следующий слайд
Слайд 14 – видео под песню «От героев былых времён» (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 15 – остановочный комплекс «Мемориал братская могила советских воинов, погибших от ран в госпиталях г. Тюмени»
Воспитатель: Мы приехали.
Слайд 16 - памятник погибшим от ран в госпиталях Тюмени
Воспитатель: Ребята, как вы знаете, в годы войны Тюмень превратилась в город госпиталей - здесь их было открыто 11, а всего по области 38. Медицинскую помощь получили более 70 тысяч раненых и больных советских воинов, но не все из них выжили. Памятник, возле которого мы с вами сейчас находимся, поставлен в память об этих людях. Стихотворение расскажет (имя ребенка 10)
Ребенок 10: Здесь похоронены солдаты,
Спят вечным сном они давно.
Их раны тяжкие свалили
Им выжить было не дано.
Им памятник у нас воздвигли,
Чтоб вспоминая, возлагать цветы.
И их тюменцы помнят, не забыли.
И чтят героев той войны.
Воспитатель: Отправляемся дальше. По местам, ребята
Дети возвращаются в автобус, включается следующий слайд
Слайд 17 – под песню «И не раз и не два» (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 18 – остановочный комплекс «Сквер сибирских кошек»
Воспитатель: Ну вот мы и приехали к нашему любимому памятнику в городе Тюмени. Правда, ребята?
Слайд 19 – «Памятник сибирским кошкам»
Дети: Да!
Воспитатель: А что же такого сделали кошки, что им памятник у нас в Тюмени поставили и при чём тут война?
Дети: Во время блокады Ленинграда люди с голоду съели всех кошек и в городе расплодились крысы. Из Сибири привозили кошек для борьбы с ними. Кошки спасли Эрмитаж от крыс.
Воспитатель: Верно, ребята. Расскажите об этом стихи.
Ребенок 11: Ты помнишь тот суровый год,
Оскал прожорливой войны?
Стремясь от крыс спасти народ,
Везли котов со всей страны.
Вагоны, полные мурыс,
В товарняках издалека -
Твоё спасение от крыс -
Кошачьи ехали войска.
Ребёнок 12: Вновь город выстоял в борьбе,
К весне котами заселён,
И верой, правдою тебе
Служил усатый батальон.
Не нужно им твоих наград.
Что обелиски для мурыс?
Будь добрым к тем, кто Ленинград
Отвоевал у злобных крыс.
Воспитатель: Да, ребята, очень важно помнить, что домашние животные тоже помогают людям в тяжёлых ситуациях и поэтому к ним надо всегда относиться с уважением. Давайте мы с вами подарим нашим гостям ТИКО схемы, по которым дети из других групп смогут собрать милых кошек, а воспитатели расскажут им о героических сибирских кошках и об этом памятнике в Тюмени. (Дети дарят схемы гостям)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться домой. Проходите на свои места в автобусе.
Дети возвращаются в автобус, включается следующий слайд
Слайд 20 - видео под песню смуглянка (после объявления остановки переключить слайд)
Слайд 21 – Остановочный комплекс «пос. Новотарманский»
Воспитатель: Ребята, наша остановка. А теперь возвращаемся в детский сад.
Слайд 22 – Детский сад
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие на автобусе памяти? Где мы побывали? Что особенно запомнилось. (Дети отвечают) Молодцы! А теперь пора прощаться с гостя-ми.
Дети: До свидания.