Светлана Неликовская
Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мероприятия: По страницам любимых сказок
Цель мероприятия: прививать интерес и любовь к чтению на материале народных и авторских сказок.
Задачи мероприятия:
1. образовательные: познакомить с жанром народной и авторской сказки, видами сказок;
2. развивающие: развивать у школьников мотивацию к чтению, память, речь, воображение, фантазию, творческие способности, наблюдательность;
3. воспитательные: воспитывать положительные качества личности посредством сказки, бережное отношение к книге.
Публикация «Литературная игра-путешествие „По страницам любимых сказок“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Форма мероприятия: игра-путешествие.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Материально-дидактическое оснащение:
1. оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран;
2. программное обеспечение: MS Power Point;
3. демонстрационный материал : маршрутные листы, иллюстрации, рисунки, карточки, схема-таблица, кроссворд, сундучок с волшебными предметами, маски животных, памятки «Правила обращения с книгой», выставка книг, плакаты: «День, прожитый без книги,- потерянный день», «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», музыкальный фрагмент, презентация.
Ход мероприятия
I. Установка на восприятие темы мероприятия
Книги…. Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…
Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Есть замечательные слова о книге: «День, прожитый без книги, - потерянный день». Я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых сказок.
II. Путешествие «По страницам любимых сказок»
Звучит музыкальный фрагмент «В гостях у сказки».
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема - самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные.
Вы готовы отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать?
Дорожка предстоит дальняя, а чтобы вы не заблудились, справились с заданиями, помогут вам маршрутные листы.
Маршрутный лист I «Литературная грамота»
Все сказки можно разделить на две группы: народные и литературные. - Что значит народные сказки?
- Что значит литературные сказки?
- Каких русских писателей-сказочников знаете?
- каких зарубежных писателей знаете?
- Что общего во всех сказках мира? (Добро всегда побеждает зло.)
Виды сказок
О животных Волшебные Бытовые
(В сказках о животных главные герои – дикие и домашние животные, птицы и рыбы;
в волшебных сказках присутствуют волшебные предметы и образы, совершаются чудеса;
в бытовых сказках происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта, действует человек, он из народной среды, борется за справедливость; в сказке высмеивается лень, жадность богатых, прославляется ум, смекалка простых людей).
Маршрутный лист II «Встреча на лесной опушке с героями сказок»
- В сказках – придуманные герои, невероятные события, но в жизни сказочных героев – всё как у обычных людей. Они дружат и помогают друг другу или воюют и ненавидят, сталкиваются с подлостью и предательством и совершают ошибки. Только в сказках всё кончается хорошо.
- Назовите сказку, откуда взяты строки, и её героев (группа отвечает поочерёдно, за правильные ответы учащиеся получают жетоны) :
Русские народные сказки
1. Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке.
2. В избушке старая Баба Яга прядёт кудель (волокнистая часть льна). А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет.
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.
Литературные сказки
1. И всё-таки друг у меня появился, самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.
2. Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразный…
3. Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблочко. Оно
Соку свежего полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
- А сейчас я загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную :
1. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата.
2. Как зовут сестрицу Бабы Яги, хозяйку болота?
3. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса.
4. Самый одинокий представитель нечистой силы.
5. Нечистая сила неизвестного пола: «не то мужик, не то баба».
Маршрутный лист III «Волшебный сундучок»
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр-самолёт – над миром подняться,
Чудесный горшок – сладкой кашей питаться.
А ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
- В сундучке лежат сказочные волшебные предметы. Отгадайте загадку, назовите предмет и название сказки, в которой он встречается.
1. Много вёрст впереди.
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь мигом путь.
2. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок.
3. С помощью этого предмета герой русской народной сказки нашёл своё счастье – мудрую красавицу жену, которая была заколдована.
4. Золотое, круглое,
На дереве растёт,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко.
5. Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод.
6. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
Маршрутный лист IV «Отгадай кроссворд»
- Долго ли, коротко ли вы идёте по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках. Вокруг себя поворачивается. Кто здесь живёт? Если правильно отгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали прочтёте имя отрицательной героини многих сказок.
1. Жилище Бабы-Яги
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди
3. Второе название скатерти
4. Как зовут курочку из русской народной сказки?
5. Кто из жителей болот стал женой царевича?
6. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха?
7. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты
Маршрутный лист V
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
- Из любой сказочной истории можно извлечь «урок», нужно только быть при чтении текста очень внимательным, наблюдательным. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они нас делают лучше и добрее.
- Сказочные герои приготовили для вас инсценирование эпизодов из сказок. Ваша задача – определить, чему учат эти эпизоды.
1. Русская народная сказка «Кот и лиса».
«Увидела лиса кота и дивуется: «Сколько лет в лесу живу, а этакого зверя не видала».
Поклонилась коту и спрашивает:
- Скажи, добрый молодец, кто ты такой? Как тебя по имени звать?
А кот спин выгнул, усы растопорщил и говорит:
- Я из сибирских лесов Кот Котофеич.
- Пойдём ко мне в гости, Кот Котофеич.
Привела лиса кота в свою нору, и стали они вместе жить…»
(нужно быть вежливыми друг к другу, гостеприимными)
2. Русская народная сказка «Журавль и цапля».
«Скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться.
- Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! – и пошлёпал по болоту. Семь вёрст грязь месил, насилу добрёл. Едва отдышался, и стучит в избушку:
- Цапля, ты дома?
- Дома, где ж мне ещё быть! Ты чего хотел, долговязый?
- Выходи за меня замуж!
Рассмеялась в ответ Цапля:
- Нет, Журавль, не пойду! Ты на себя взгляни: ноги у тебя длинные, одежда короткая. Не пара ты мне! Да и кормить мне тебя нечем.
Так и пошёл Журавль домой несолоно хлебавши (обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого). А Цапля задумалась:
«И зачем я его прогнала? Чем одной жить, выйду-ка я за Журавля».
И пошла на другой конец болота. Кое-как добралась, стучится:
- Журавушка, возьми меня замуж!
- Ты одноногая, когда последний раз в зеркало смотрелась? Не хочу я на такой жениться.
Цапля заплакала со стыда и воротилась к себе…
Вот так до сих пор и ходят они по болоту друг за дружкой…»
(важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни.)
III. Работа с выставкой книг, рисунками
IV. Итоги мероприятия
- Понравилась литературная игра-путешествие?
- Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок. В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка, ум побеждают злую силу. В жизни чаще всего действуют эти же законы.
V. Заключительное слово
Книга-учитель,
Книга-наставник,
Книга - надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
- Закончилось наше путешествие! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, стоит вам открыть любимую книгу, и в путь!
(вручение памяток юному читателю «Что надо знать, чтобы книга «улыбалась» : правила обращения с книгой).