Ирина Буренкова
Сценарий литературной викторины в подготовительной группе «Могучие богатыри славной Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
“Могучие богатыри славной Руси”.
Подготовительная к школе группа.
Цель: Развитие патриотических чувств посредством художественной литера
туры.
Программное содержание:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с жизнью на Руси в старину, с русскими богатырями.
Публикация «Сценарий литературной викторины в подготовительной группе „Могучие богатыри славной Руси“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, умение доказывать свою точку зрения, развивать меткость, двигательную активность, вызвать интерес к языку былин, активизировать словарь детей: былина, сказитель, пахарь, ножны, доспехи, странник, дружина, щит, шлем, кольчуга, копье, палица.
Воспитательные: Посредством художественной литературы воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства, эмпатию. На примере подвигов русских богатырей воспитывать желание стать достойными защитниками Родины.
Интеграция областей: Физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Предварительная работа: Чтение былин: «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Святогор – Богатырь», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Про Добрыню Никитича и Змея Горынича», «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Как Илья от Святогора меч получил», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Старик Данило и Молодой Михайло». Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Рассматривание оружия и доспехов богатырей : щит, шлем, кольчуга, меч, копье, палица, боевой топор, сабля, кистень, лук и стрелы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, три дорожки, камень с надписью: налево пойдешь в парк на карусели попадешь; направо пойдешь в кафе попадешь; прямо пойдешь добрым людям в беде поможешь, богатырским премудростям научишься. Колыбель, шлем, палица. Гора: сумка переметная, ковш, костыль, плетка. Лук со стрелами. Краски, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, конструктор, цветная бумага, бросовый материал…
Музыка. Треки.
• Стас Намин. «Богатырская сила»
• Римский Корсаков «Садко» фрагменты (гусли).
• Мусорский «Хаванщина». «Рассвет». Фрагменты.
Ход занятия
Трек 1
Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель: Защитники Отчизны все века
Святую Русь от недруга хранили
И если враг напал издалека
То его гнали, били и громили.
М. Чикин.
Воспитатель: Во все времена берегли и защищали землю русскую. Не простое это дело, не легкое. Мы с вами читали много былин о сильных, могучих богатырях, которые в старину защищали землю русскую. Вы много знаете о богатырях и их подвигах?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, у богатырей есть чему поучиться, для того чтобы стать достойными защитниками своего народа. Вы хотели бы попасть в те далекие времена и проверить свои знания?
Дети: Да.
Воспитатель: Думаю, что я знаю кто нам может помочь.
трек 2.
Воспитатель: Давным давно не было радио, телевидения, узнавали люди о каких то событиях от старцев сказителей. Такой старец сказитель рассказал бы нам о жизни людей в старину и о богатырях. А мы с вами посмотрели, насколько хорошо мы знаем о жизни богатырей.
(Сюрпризный момент. Стук в дверь. Заходит старец сказитель)
Сказитель: Здравствуйте люди добрые.
Я услышал вас и пришел помочь.
Расскажу и покажу в старину как жилось.
По степям, по лесам, по горам проведу.
Обо всех богатырях вам поведаю.
трек 2.
На высоких холмах стоит Киев – город. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи.
Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на них кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
Без устали разъезжали богатыри на могучих конях. Защищали свой народ.
Ну что же, посмотрю что вы знаете о богатырях, проверю вашу смекалку. Пойдемте со мной /подводит к камню с надписью, читает/.
Вот и думайте куда пойти.
Дети думают высказывают свое мнение, решают пойти прямо.
Сказитель: А не побоитесь?
Дети: Нет. (Идут прямо.)
Люди из прошлого: Турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается. Помогите!
Сказитель: Ребята, поможете?
Дети: Да.
Сказитель: Самим вам не справиться, богатырей звать надо. (Подводит к колыбели в которой лежит шлем и палица.)
Какой богатырь рос не по дням, не по часам, а по минуточкам. В 5 лет научился писать, считать, читать. Умел соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать?
Дети думают, рассматривают, отгадывают.
Дети: Вольга Всеславьевич, помоги!
Вольга Всеславьвич : Кто зовет меня?
Сказитель и дети: Турецкий царь на Русь войной собирается, помоги пожалуйста.
Волга Всеславьевич : Вот спасибо добры молодцы что позвали меня. Пора послужить родной земле. Силушку свою показать вы можете?
Воспитатель: Ребята, давайте разомнемся.
Богатырская разминка с гантелями.
Трек 1.
То не грозное небо хмурится
Не сверкают в степи клинки
Это батюшки Ильи Мурамца
Вышли биться ученики. / И. п. гантели внизу, 1 – гантели к плечам, 2 – подняться на носки, гантели вверх, прогнуться посмотреть вверх, 3 – гантели к плечам, 4 – И. п. /.
За победу их ветры молятся
Ждут их тернии и венцы /И. п. гантели вверху, 1 – наклон влево, 2 – И. п.
3 – наклон вправо, 4 – И. п. /
Разгулялися добры молодцы
Распотешились молодцы / Размахивают руками вверху, соединяют руки вместе, топают ногами/.
Эх да надобно жить красиво
Эх да надобно жить раздольно
Богатырская наша сила
Сила духа и сила воли / Присед, руки в стороны, встали гантели к плечам, нога на пятку/.
Вольга Всеславьевич : Силушка есть у вас, теперь покажите свою смекалку. Вот гора, собрана она из вещей богатырей. Узнаете кому они принадлежат, сможете позвать сюда богатырей.
Игра «Кому это принадлежит «.
Подходят к «горе «, рассматривают, находят сумку переметную. Думают, отвечают: Переметная сумка принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю.
Старец: Правильно, зовите его.
Дети зовут, просят помочь.
трек 3.
Микула: хорошо, помогу.
Дети подходят к «горе «находят ковш. Обсуждают, зовут.
трек 3.
Илья Муромец: Помогу, рад я защитить землю русскую.
Дети подходят к «горе» находят костыль, думают, отвечают, зовут.
Данила Игнатьевич: Помогу добрым людям.
Дети подходят к «горе» находят плетку, отгадывают, зовут.
Добрыня Никитич: Помогу.
Сказитель: Много вы богатырей, но не всех еще. Чтобы остальных позвать, надо из лука в цель попасть и загадки отгадать. Справитесь?
Дети: Да.
Игра «Попади и отгадай».
Сказитель: Вот лук и стрелы. Покажите свою меткость и смекалку. Подводит, обьясняет. Под каждой картинкой загадка, если попадете, прочитаю, отгадаете, сможете позвать богатыря.
Дети стреляют, попадают.
Странник: Ростом богатырь выше темного леса
Головой облака подпирает
Скачет по горам – горы под ним шатаются
В реку заедет – вся вода из реки выплеснется
Дети отгадывают, зовут.
трек 3.
Святогор богатырь : Не дам русский народ в обиду, помогу.
Стреляют еще раз, попадают.
Сказитель: В славном городе Ростове у попа был сын. Грамоте он не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы был не большой, а хитростью Тугарина Змеевича победил.
Дети отгадывают, зовут.
трек 3.
Алеша Попович: Помогу всех врагов перехитрю.
Стреляют в третий раз, попадают.
Сказитель: Самый молодой богатырь.
Дети отгадывают, зовут.
Михайло Данилович: Помогу.
Вольга Всеславьевич : Хорошо вы потрудились добры молодцы. Такую дружину собрали, с которой никакой враг не страшен.
Сказитель: Не получится защитить народ без доспехов и оружия богатырского. Что вы о них знаете?
Воспитатель: Приглашаю будущих защитников в творческую мастерскую. Тут есть все что вам понадобиться. / Дети рассматривают /. Нарисуйте или сделайте доспехи и оружие богатырское. Трек 2.
Сказитель: Посмотрите чем защищали народ богатыри, а мне покажите, что сделали вы. / рассматривают, рассказывают/.
Сказитель: Хорошо потрудились, все знаете.
Люди из прошлого: Узнали враги, что собралась дружина, в которой богатыри и дети из детского сада вместе свой народ защищают. Убежали и обещали никогда не нападать на землю русскую! Спасибо за помощь.
Воспитатель и дети благодарят сказителя и обещают стать достойными защитниками отечества.