Папки-передвижки

Литературно-музыкальная гостиная «Чудный мир гармоний и мелодий. Русский романс» для детей 5–9 классов

Наталья Негру
Литературно-музыкальная гостиная «Чудный мир гармоний и мелодий. Русский романс» для детей 5–9 классов

«Чудный мир гармоний и мелодий. Русский романс».

(литературно-музыкальная гостиная)

Цель: расширить представление воспитанников о музыкальных произведениях искусства как культурном наследии нашей страны.

Задачи:

-познакомить с понятием «романс», как жанром старинной вокальной музыки;

-воспитывать эстетический вкус, образное мышление, чувство любви к родному краю, к Родине;

-развивать творческие способности;

-создать условия для получения детьми эмоционально-положительной разрядки.

Публикация «Литературно-музыкальная гостиная „Чудный мир гармоний и мелодий, Русский романс“ для детей 5–9 классов» размещена в разделах

Оборудование: музыкальные фонограммы, презентация.

Подготовительная работа: разучивание строк о романсе воспитанниками.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети занимают свои места под звучание романса «Как упоительны в России вечера» (слова и музыка неизвестного автора).

Рассаживаются и слушают песню в исполнении группы «Белый Орел»

Воспитатель: Ребята, я приглашаю сегодня Вас в музыкально - поэтическую гостиную. Думаю, это будет интересно.

- А что такое песня? Из чего она сложена? Кто ее исполняет? (ответы детей)

А тему нашего зянятия вы узнаете, решив очень простой кроссворд.

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?. (Рояль)

3. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит всех и на танец пригласит

Кто такая? Отгадай-ка.

Это наша. (Балалайка)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

6. Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье. (Скрипка).

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС.

Часто, говоря о романсе, мы слышим или употребляем слово «трепетный». А как вы думаете, ребята, что означает слово трепет? (ответы детей).

Воспитатель: Слово «трепет» означает чувство внутреннего состояния души, которое отражается на нашем настроении. Оно бывает разное: счастливое, радостное, вдохновленное, а может быть наоборот тревожное, печальное, грустное, полное переживаний и страданий в зависимости от ситуации. По словарю русского языка Ожогова Сергея Ивановича слово «трепет» означает сильное волнение, напряженность чувств от каких - нибудь переживаний.

Какое чувство затронула в ваших душах музыка, которая прозвучала в началезанятия? (ответы детей). Такое состояние души выражается не только в музыке, песнях, но еще в стихах и афоризмах, так как искусство берет свое начало из жизни.

Сегодня мы поближе познакомиться с понятием «романс», с его происхождением и жанровыми признаками, а так же познакомиться с композиторами и поэтами, которые их сочиняли.

Воспитатель: в народе существует поверье, что горящая свеча очищает от всего плохого, тяжелого, что пока горит свеча, есть надежда на лучшее. А еще тусклый свет свечей придают романтическую и непринужденную обстановку. Пусть же такая атмосфера царит на нашем сегодняшнем занятии.

Свечу зажгла. И жизнь её горенье.

Она затмила тьму. Какое наслажденье!

Свеча маяк нам светит на пути.

Где свет горит, там пишутся стихи.

На этом я не ставлю точку

Стихам пока даю отсрочку

Вам продолжать стих о свече,

А что получится, прочтём в конце

По слову, по крупице в добрый час.

Скажите: что свеча для вас?

Воспитатель: горящая свеча дает покой и наслаждение. При свечах звучит романтическая музыка, исполняются любовные песни и читаются стихи о любви. Если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Звучит мелодия романса «Только раз бывает в жизни встреча» (П. Германа – Б. Фомина).

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Воспитатель: Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс.

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. Давайте вместе попробуем это выяснить.

- Содержание романса всегда лирично;

-текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом;

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Во все века во всех странах существовали лирические песни, песни о любви. Их пели и простые деревенские девушки и нежные городские барышни. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми и у тех, и у других, особенно в «галантном» XVII веке. Даже само название «песня» говорило о чем-то совершенно не возвышенном. К этому времени в России появляется новое название лирической песни под названием «романс», который становиться популярным среди аристократического общества.

В России более всего популярны была такие разновидности русского романса, как городской романс и авторский романс.

Городской романс – это всё равно, что народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни.)

Ну, а с авторским романсом всё понятно у него были конкретные авторы.

Первыми стихи-романсы стали писать: Жуковский, Пушкин, Баратынский, Кукольник, а Глинка, Алябьев, Даргомыжский начали писать на них музыку.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас расслабимся, закроем глаза, и послушаем музыкальную композицию. (Звучит романс «Жаворонок» М. Глинки).

Этот романс сочинил М. И. Глинка, который называется «Жаворонок», а текст к этому романсу написал поэт Нестор Васильевич Кукольник.

Звучит мелодия романса «Под маской плюшевого пледа» (стихи М. Цветаевой, музыка А. Петрова)

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса

Тем живее ее соловьи.

То ль в расцвете судьбы,

То ль на склоне

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним и почитаем стихи о романсах.

Дети читают стихи (на фоне звучит романс «Гори, гори моя звезда»)

1.

Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

2.

Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть.

3.

В цыганский табор, вслед за ними

И за кибиткой кочевой,

Петь их романсы удалые,

И слиться в пляске огневой!

5.

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый.

6.

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

7.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

8.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

В 19-20 веке романс окреп в России и стал популярным жанром в музыке.

В конце 19-го начале 20-го века главенствует так называемый городской романс. Тут и знаменитые романсы Вертинского «Над розовым морем», и «Только раз бывает в жизни встреча» Германа, и романсы на стихи Блока, Есенина, Булгакова.

В начале 20 века романсы писали такие композиторы как: С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Кабалевский и другие композиторы – на стихи Тютчева, Бунина, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной и другие.

Многие режиссеры для более яркого выражения чувств использовали в своих фильмах различные песни - романсы. Есть замечательный фильм режиссера Н. Михалкова, поставленный по пьесе Александра Островского «Бесприданница», который называется «Жестокий романс», где жанр романса ярко выражен и играет главенствующую роль в фильме. Один из романсов этого фильма мы сейчас с вами послушаем.

Звучит Романс «А на последок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, музыка А. Петрова.

Воспитатель: Из всех романсов национальной тематики, именно цыганская тема стала особенно популярна в России.

Цыганский романс – это особый вид русского романса. Для него характерны неповторимые интонации, в которых слышится страстная любовь народа к свободе, к воле, без которой невозможна цыганская жизнь. Этими особыми национальными нотами цыгане украшали исполняемые ими романсы, музыку и стихи которых писали для них русские композиторы и поэты. Цыганские романсы до глубины души задевают сердце и душу русского народа. Ведущий инструмент цыганских романсов это гитара, которая имеет 6 – 7 струн.

Звучит цыганский романс «Дорогой длинною» (слова К. Подревского. музыка Б. Фомина)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

И мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально-поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

О чем поется в романсе?

Назовите композиторов и поэтов сочинявших их.

Назовите жанровые признаки романса.

Могли бы романсы звучать без слов?

Воспитатель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью. Нашу встречу в литературно-музыкальной гостиной я бы хотела закончить прекрасными строками.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Публикации по теме:

«Кубань песенная». Литературно-музыкальная композиция для 4–5 классов «Кубань песенная». Литературно-музыкальная композиция для 4 - 5 классов. Звучит Гимн Краснодарского края. (Слайд 1). Ученица: «Ты, Кубань,.

«Музыкальная шкатулка». Тематическое занятие из цикла «Музыкальная гостиная» «Музыкальная шкатулка» Тематическое занятие из цикла «Музыкальная гостиная» Цель: Развитие эмоциональных проявлений и творческой активности.

«Детям о Чайковском». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: расширять кругозор детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского Задачи: — приобщать детей к слушанию классической.

Литературно-музыкальная гостиная «Нам не забыть блокадный Ленинград»Литературно-музыкальная гостиная «Нам не забыть блокадный Ленинград» Предлагаю Вашему вниманию сценарий праздничного мероприятия, посвященного освобождению от блокады Ленинграда. Это мероприятие объединило.

Литературно-музыкальная гостиная «Поговорим об осени» Литературно- музыкальная гостиная «Поговорим об осени» Цель: расширить представление об осени как времени года. Программные задачи: расширить.

Литературно — музыкальная гостиная «В гостях у сказки» для детей подготовительной группы.Литературно — музыкальная гостиная «В гостях у сказки» для детей подготовительной группы. Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: обобщить знания о прочитанных сказках.

Литературно-музыкальная композиция «История одной семьи»Литературно-музыкальная композиция «История одной семьи» Литературно – музыкальная композиция «История одной семьи». Дети под музыку «Родительский дом» входят в зал и встают полукругом. ПРИПЕВ.

Музыкальная гостиная для педагогов ДОУ «Великий русский композитор П. И. Чайковский»Музыкальная гостиная для педагогов ДОУ «Великий русский композитор П. И. Чайковский» Музыкальная гостиная Сценарий беседы – концерта для педагогов ДОУ. «Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский» Подготовила и провела.

Музыкальная гостиная «Я, ты, он, она — музыкальная семья!» Звучит музыка, гости рассаживаются. Вед: аырлы кн! рметті онатар! Как.

Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош 1 слайд Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей. Сегодня не вызывает сомнения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная гостиная «Чудный мир гармоний и мелодий. Русский романс» для детей 5–9 классов
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД