Мельникова Ирина
Литературно-музыкальная гостиная по творчеству Е. П. Крылатова
▼ Скачать + Заказать документы
Евгений Павлович Крылатов родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьва в рабочей семье.
Когда Евгению Крылатову было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху — рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.
В семье любили и понимали музыку. Отец Евгения Крылатова еще подростком на первые же заработанные деньги купил скрипку и вскоре начал брать уроки у известного педагога. Он самостоятельно выучился игре на рояле, неплохо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других выдающихся композиторов. Мама прекрасно пела народные песни. Для Евгения Павловича она всегда была олицетворением высокой духовности, интеллигентности.
Публикация «Литературно-музыкальная гостиная по творчеству Е, П, Крылатова» размещена в разделах
Тяга к музыке у будущего композитора проявилась рано. Ребенком он любил слушать патефон. В 8 лет Евгений Крылатов сам попросил родителей записать его в Дом пионеров в фортепианный кружок. Поскольку дома не было инструмента, он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и мог часами «играть» на ней. Тогда ж он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.
Окончив Мотовилихинскую музыкальную школу, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище, после окончания которого поступает в Московскую консерваторию.
В Московской консерватории (1953-1959) Евгений Крылатов учился сразу на двух факультетах: по классу сочинения и по классу фортепиано.
В это время в консерватории учился весь цвет того поколения – Ю. Саульский, Р. Щедрин, А. Пахмутова, А. Эшпай.
Композиторский курс, на котором учился Евгений Крылатов, был очень сильным. Он учился с таким в будущем замечательными музыкантами, как Альфред Шнитке. Эдуард Лазарев. Среди дипломных работ Евгения Крылатова – фортепианный концерт, балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет. В этот период композитор активно работает в драматическом театре, его произведения начинают звучать по радио. Он пишет музыку к спектаклям из «золотого фонда» театрального репертуара: «Недоросль» и «Горе от ума» в Малом театре, «Ревизор» в Рижском театре русской драмы, «Ромео и Джульетта» в ТЮЗе и др.
Вообще произведения для детей занимают особое место в творчестве композитора. Помимо балета «Цветик-семицветик» это и музыка к спектаклям и к радиопостановкам и, конечно, песня.
Практически нет ни одного детского коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений композитора. Хотя он сам и не считает свои произведения чисто детскими. По его словам, «это, скорее, песни о детстве».
Творчество Евгения Крылатова
«Кабы не было зимы» - песня из доброго детского мультфильма 1984 года «Зима в Простоквашино», незатейливым языком рассказывающая нам, чего бы лишились, нем будь такого светлого и чудесного праздника, как Новый год. По сюжету её поёт мама Дяди Фёдора на новогоднем «Голубом огоньке». В создании всеми любимой новогодней песни приняли участие композитор Евгений Крылатов и знаменитый детский поэт Юрий Энтин, который написал четыре куплета, но записаны на фонограмму и вошли в мультфильм три. В мультфильме песню исполнила Валентина Толкунова, всегда так трогательно певшая для детей – тепло и по-матерински. Песня входит в пятёрку самых запрашиваемых новогодних песен.
Звучит песня «Кабы не было зимы»
«Колыбельная медведицы»
Как говорит Евгений Крылатов : «Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи». Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие - хорошо, на посредственные – посредственно.
Решающую роль в судьбе Евгения сыграл его хороший знакомый — композитор Александр Зацепин. К тому времени Зацепин был уже широко известен в мире кино (вспомнить хотя бы песни из фильмов Гайдая о Шурике). Именно он привёл Крылатова на студию «Союзмультфильм», где работал над музыкой к м-ф «Умка», и заявил, что тот будет его соавтором.
Далее Александр Сергеевич делает благородный «ход конём» — и просто исчезает со студии, отдав создание музыки к мультфильму полностью в руки своего протеже. В результате на свет появляется знаменитая «Колыбельная Медведицы» на слова Ю. Яковлева («Ложкой снег мешая ночь идет большая…», замечательно исполненная Аидой Ведищевой.
Поначалу Крылатов не придаёт песне большого значения («Когда написал её, думал, что это пустячок»). Но после выхода на экраны мультфильма про забавного полярного медвежонка «Колыбельная» становится мегахитом — и, что особенно интересно, не столько для детей, сколько для взрослых. Сегодня Крылатов также признаёт эту песню «любимицей» из всего им написанного. Ну, а для меня её звучание навсегда осталось неким символом духа советской музыки 1960-х.
Звучит песня «Колыбельная медведицы»
«Прекрасное далёко»
Замечательный фильм «Гостья из будущего», музыку к кторому написал Евгений Крылатов. В основу фильма легла фантастическая повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».
Настоящей изюминкой стала главная героиня в исполнении Наташи Гусевой — совершенно не похожая на книжную Алису (проказливую боевую пацанку) и, тем не менее, сумевшая очаровать сердца мальчишек того времени. Ну и конечно, самой трогательной и щемящей — финальной нотой фильма стала песня «Прекрасное далеко».
Звучит песня «Прекрасное далеко».
Следующий не менее замечательный фильм –«Приключения электроника», музыку к которому написал Евгений Крылатов.
«Ты – человек»
После первых демонстраций фильма на центральном телевидении заключительная песня «Ты — человек» была вырезана из фильма. Вероятно, Госкино пошло на такую цензуру потому, что в тексте песни было достаточно двусмысленное содержание. В словах песни говорится о том, что «куда подует ветер — туда и облака», «куда пастух погонит — туда пойдут стада», «где рельсы проложили — там ходят поезда», «по руслу протекает послушная река». А в припеве всё время повторяется, что «ты — человек, ты — сильный и смелый, своими руками судьбу свою делай». Возможно, Госкино усмотрело в тексте намёк на то, что человек должен идти против законов государства. В итоге третья серия после цензуры, в отличие от первых двух серий, заканчивалась без финальных титров — песня являлась фоном титров. Когда она звучит, Электроник и Рэсси идут к школе, вокруг них собирается толпа, а затем следует финальный эпизод с Рыжиковым («Как, вы не знаете? Каникулы начались! Эх ты, дядя!»).
Песню вернули в фильм только в годы Перестройки. Песня «Ты — человек» была вновь вставлена в фильм в январе 1988 года.
Звучит песня «Ты-человек».
И сейчас посмотрим несколько видео из этого фильма:
Смотрим видео с обезьяной и до чего дошел прогресс. И сейчас мы с вами споем песню
«Над нами солнце светит»( -поем с детьми под фонограмму).
Следующий фильм, в котором звучит музыка Евгения Крылатова-это фильм «Чародеи» (кадры из фильма показать)
«Песня о снежинке» (смотрим видео)
«Песню о снежинке», как и все остальные в картине, написал композитор Евгений Крылатов на стихи Леонида Дербенёва. С девочкой, исполнившей песню, получилась интересная история. Дело в том, что Аня Ашимова, сыгравшая Нину Пухову, не только не поёт, но и не говорит своим голосом в этом фильме. Озвучивала 9-летнюю Аню 42-летняя мастер дубляжа Светлана Харлап. А пела за Аню 13-летняя Оля Рождественская, дочь певицы Жанны Рождественской. На счету Жанны Рождественской такие киношлягеры, как «Гадалка» и «Позвони мне, позвони». Оля, в свою очередь, тоже не подкачала — кроме «Песни о снежинке», она исполняла песни главной героини в фильме «Про Красную Шапочку».
В общем, коллективный труд не пропал даром: полюбились и фильм, и песня, которую теперь поют не только профессиональные артисты со сцены, но и простые граждане во всех караоке страны.
В 1994 году за свои творческие достижения Крылатов был достоен звания Народного артиста Российской Федерации. Евгений Павлович Крылатов живёт и работает в Москве. Он и дальше продолжает радовать нас своим творчеством.