Зинаида Тимофеева
Литературное чтение. Тема урока Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного произведения; логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Публикация «Литературное чтение, Тема урока Ф, Тютчев „Зима недаром злится“; К, Ушинский „Проказы старухи-зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Литературное чтение
- Ушинский К.Д.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Регулятивные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявляют внимательность, помощь.
Межпредметные связи – окружающий мир.
Ресурсы – учебник, рабочая тетрадь литературного чтения Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс, 2ч.
Дополнительные ресурсы – интерактивная доска, презентационный материал.
Организация пространства – фронтальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, колонки, слайдовая презентация
Этапы
урока Цель этапа
Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Планируемые результаты
УУД
I.Орг. момент
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Создание эмоционального настроя на работу
Мотивировать учащихся на начало урока.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны, активны и старательны.
– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения.
Настраиваются на активную работу.
Психологический настрой детей.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные :
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Проверка домашнего задания - На дом вам было задано – выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна!»
Выходят к доске и читают наизусть стихотворение
II.Актуализация знаний -организовать актуализацию знаний
- Скажите, как можно назвать стихотворения?
- А как называются писатели, которые пишут стихотворения?
- Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?
- А как нужно читать стихотворения?
- А вот для того, чтобы определить, какое стихотворение мы будем читать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадки.
1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки?
2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт.
- Может быть вы догадались, как называется стихотворение?
- Почему вы так считаете? - Поэзия
- Поэты
-Вдумчиво, выразительно
- Зима
- Весна
Познавательные:
Формирование находить информацию для выполнения учебных задач
Коммуникативные:
Формирование адекватно использовать речевые средства для планирования, объяснения и выполнения своей деятельности
III.Поста-новка цели и задач урока
-организовать постановку цели урока;
-организовать составление совместного плана действий;
Организует подводящий к теме диалог;
Организует формулирование темы урока;
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
-Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; К. Ушинский «Проказы старухи – зимы»
-Исходя из этого, какие мы поставим цели и задачи на наш урок?
Участие в подводящем к теме диалоге.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки по определению задач и цели урока.
Формулирование темы урока
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
IV.Изучение нового материала
включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века Ф. И. Тютчевым.
- Ф. И. Тютчев (1803- 1873). Был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.
1. Первичное чтение произведения стр. 107
«Зима недаром злится…»
- Что вы представили, услышав название этого стихотворения?
- Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения.
-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?
-Перечитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам неизвестны.
-Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит, трезвон, пуще – словарь Ожегова).
- На сколько частей разделили стихотворение? (5)
Прочитаем 1 часть.
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Как автору удалось это показать. - C помощью каких слов мы это почувствовали?
- Почему начала злиться Зима?
- В каких словах говориться, что весна вот-вот придет?
-Какие слова нужно выделить голосом?
-Как прочитаем эти строчки
(тренировка)
Прочитаем 2 часть
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
-И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение.
- Как пробуждающаяся природа относится к Зиме
- Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев?
- И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.
- Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки (пение жаворонка, картинка)
- Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?
- Как прочитаем эту строфу
Прочитаем 3, 4, 5чпсти.
-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
-Как автору это удалось
-Какие слова мы выделим при чтении?
-Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Как прочитаем эту часть?
А теперь прочитайте это стихотворение друг другу
- Слова какой части речи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
- Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?
1 раз – 5 учеников по 1 части.
2 раз – 3 ученика все стихотворение.
Задание: Рабочая тетрадь станица 63№1,2,5
- В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.
- весна в окно стучится.
- тоскливо, радостно, игриво
- побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы.
- Она заставляет Зиму уйти
-Он использует глагол нудит
-автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов
- оживленно
-бодро. т. к. весна побеждает
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, сотрудничество в поиске и сборе информации.
V.Физкультминутка
VI.Первичное усвоение новых знаний
Развитие чувства ритма, двигательная активность.
-Знакомство с новым автором и его произведением
Организует парную и групповую работу над текстом.
-Организация самопроверки.
-Сегодня мы с вам познакомимся с еще одним замечательным автором и его произведением.
Знакомство с автором
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такиекнигикак: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т. д
-Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
-А познакомимся с его произведением, которое называется «Проказы старухи – зимы»
Словарная работа.
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.
На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.
• ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
• ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
• ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
• ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
• САЛАЗКИ - САНКИ
• ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
• СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
Чтение сказки.
Хрестоматия 1 часть с. 16-19
1 Часть – 1ученик
2 Часть - по цепочке
3Часть -1 ученик
4,5 часть самостоятельное чтение
Беседа по прочитанному тексту.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
РегулятивныеУУД: контроль, саморегуляция, коррекция
IX.Подведение итога
Подвести итог пройденного, сделать вывод Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
-Итак, мы с вами познакомились с прекрасными авторами и их произведениями
-С какими авторами мы познакомились?
-Как называются произведения?
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные :
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
X.Домашнее задание Учитель организует запись домашнего задания.
- Выучить Ф. Тютчев «Зима недаром злится» -Записывают