Лариса Лизунова
Литотерапия. Игры с камнями
▼ Скачать + Заказать документы
А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д.
Дети и натолкнули нас на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия.
Одной из нетрадиционных методик, в основе которой лежит лечение с помощью камней и минералов является ЛИОТЕРАПИЯ. Литотерапия - (от греческого lithos - камень, terapia терапия) - лечение с помощью натуральных камней. Считается, что вибрации камня почти идентичны вибрациям человека, и поэтому они могут оптимально стимулировать энергетические потоки в организме. Причем в одних случаях они находятся в резонансе с нашим организмом, в других — наоборот. Поэтому, с медицинской точки зрения, важно правильно подобрать свой камень.
Публикация «Литотерапия, Игры с камнями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Литотерапия, камнетерапия
- Темочки
Литотерапия в ДОУ : камни - предмет непосредственно используемый в игре или упражнении (вспомогательный или составная часть оборудования к упражнениям и играм)
Камни - образ вокруг,которого строится игра или упражнение.
Литотерапия с успехом применяется в современной медицине и косметологии, а в последнее время и в коррекционной педагогике.
Известно, что у детей нарушениями зрения наблюдаются нарушения эмоционально - волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. Элементы литотерапии способствуют развитию познавательных процессов, любознательности, активности.
На своих занятиях мы используем, речную и морскую гальку. Эти камни привлекают детей своей красотой, они очень необычны, их приятно брать в руки и совершать с ними разные действия. Камень обладает способностью успокаивать нервы и положительно влиять на психологическое состояние человека. Выбирайте те камни, которые вам нравятся. Считается, что язык камней — это язык чувств.
Использование литотерапии на занятиях.
1. Массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно; Эти игры способствуют развитию точности движений, аккуратности, терпению, ориентировке на листе бумаги, закреплению знаний цифр и букв.
2. Игры с горячими и холодными камнями. Это способствует развитию тактильных ощущений. Горячие камни способствуют расслаблению, улучшению кровообращения и ускорению обмена веществ. Литотерапия холодными камнями направлена на улучшение общего мышечного тонуса.
3. С помощью весёлых камушков в виде божьих коровок и пчелок дети учатся регулировать мышечный тонус, координацию движений. Эти игры способствуют воспитанию у детей осознания частей своего тела.
4. Используя на занятиях яркие следочки мы учимся удерживать равновесие, развиваем координацию речи и движений, учимся регулировать мышечный тонус, воздействуем на биологически активные точки. Так же эта игра помогает автоматизации и дифференциации звуков, формированию грамматических категорий, развитию слоговой структуры и обучению чтению
5. Ярко раскрашенные камушки помогают в развитии памяти, внимания, мышления. Дети учатся находить в словах звуки, составляют предложения. Идет развитие мелкой моторики. Отработка счёта, как количественного, так и порядкового.
6. Использование камней в сочетании с песочной ктерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке)
7. Необычный узор - знакомство с цветом, размером. Развитие умения группировать по размеру и цвету, соотносить размер камня и ячейки.
8. Придумай сказку. Детям предлагается набор камней и карточка с картинкой, которую нужно выложить из камней. Идет развитие зрительного внимания, мышления, воображения. Развитие фантазии. Составляя сказку или историю, мы работаем над словарём и связной речью.
9. Учимся читать - знакомство с буквами, чтение слогов, составление простых слов. Развитие зрительной памяти. Помимо природных камней можно и нужно использовать искусственные камни. Стеклянный шарик марблс, Камешки-кабошоны камешки имеют разнообразную цветовую гамму, удобны в применении, они приятны на ощупь и дети от них просто в восторге. Опыт работы показал, что использование элементов литотерапии
В работе с детьми с нарушением зрения можно использовать элементы литотерапии. Игры с песком и камнями включаются в общий комплекс коррекционно - развивающей работы с детьми. Они помогают решить целый спектр задач.
Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
Способствуют расширениюию словарного запаса
Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза
Позволяют развивать фонематический слух и восприятие
Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
Помогают в изучении букв, освоении навыков счёта
Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде
Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации) Новый ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста - она должна быть содержательно - насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Почему бы не наполнить ее тем, что всегда под рукой.
Камни — интересный, доступный, многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает, любознательность.
Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу* просто купить в магазине декора. Они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.
Примеры использования элементов литотерапии :
• перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
• в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
• массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
• пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
Играть с камнями и песком можно не только на улице, но и дома, в детском саду.