ПЕДАГОГ
Логика и творчество в системе ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Логика и творчество в системе ТРИЗ на примере занятий по ознакомлению с окружающим, экологией.
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для решения этой задачи должны быть направлены методы содержания и подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?
Публикация «Логика и творчество в системе ТРИЗ» размещена в разделах
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном, чутком отношении к ребенку.
Занятия по ознакомлению с окружающим с применением развивающих игр, использование элементов ТРИЗ способствуют решению поставленных задач этого раздела.
Перечислим несколько игровых упражнений, используемых на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией :
"Что сначала, что потом?", " Узнай по описанию", "Загадалки", "Объяснялки", "Что лишнее?", "Кто это говорит?", " Волшебный круг", "Цена минут", "Продолжи логический ряд" (чайник, ложка, тарелка, кастрюля.) , " Слушай и запоминай", "Логическая пара" (книга, платье, дерево, хлопок, пчела, цветок, " Кто, где живет?" (лиса, волк, еж, кошка, «Чьё это меню (корешки, насекомые, ягоды, мыши? Или (малина, мёд, рыба, заяц, олень, «Какое животное лишнее и почему?» (медведь, ёж, барсук, лиса)
" Выдели группу предметов" (лиса, лошадь, воробей, корова, ласточка, бабочка, "Назови одним словом" (на классификацию).
Занятия по ознакомлению с окружающим наряду с материалом, основанным на загадках в качестве обязательного компонента, содержит решение изобретательских задач.
"Город самых простых загадок" ( цель: научиться систематизировать предметы по признакам, "На улице веществ" (с помощью игры " Маленькие человечки", " Город пяти чувств" ( цель: учимся использовать свои органы в качестве источников информации для решения задач, " Город Похожестей и непохожестей" ( цель: развить ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления, " Город загадочных частей" ( цель: познакомиться с понятиями подсистемы (части) объекта, научить выделять части внутри целого, " Улица разобранных предметов" (учимся абстрагироваться от предмета, о котором идет речь)
По нашему мнению только ТРИЗ обладает уникальной возможностью творить, т. е. создавать "новое" и улучшать "старое", пользуясь конкретными понятиями, правилами и приемами. Дети, изучая ТРИЗ, делают настоящие технические изобретения, создают фантастические рассказы, что способствует развитию креативного мышления.