Юлия Аппель
Логопед отвечает на вопросы родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!
Почему возникают речевые нарушения?
Публикация «Логопед отвечает на вопросы родителей» размещена в разделах
Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести.
Каковы причины появления нарушений речи?
Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез и др., приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга). При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его “пошлепали”, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.
Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менинго-энцефалиты и др.).
Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений мозга.
Наследственные факторы; в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).
На проблемы с речью могут косвенно влиять ослабленный слух и нарушенное зрение.
Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.
Что такое нарушения речи?
Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда. Достаточен ли запас слов? По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. Ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы, сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая, действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся, синонимы, антонимы. При этом мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. Многие дети часто допускают грамматические ошибки в своей речи, не могут составить небольшой рассказ по картинке, а ограничиваются лишь перечислением воспринимаемых предметов.
Хотелось бы отметить, что детей, имеющих нарушения речи не стоит спешить отдавать на иностранные языки. Например, в английском языке нормой считается межзубное произношение – th. А в логопедии это дефект. Представьте: сначала ребёнок приходит исправлять межзубный звук [С], а через час он идёт на урок английского и закрепляет там своё неправильное произношение. Поэтому есть правило: пока у ребёнка не будет правильного произношения родного языка, никакого иностранного языка быть не может.
Как помочь ребёнку с нарушениями речи?
В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие нескольких специалистов:
врача-невролога, который назначает в случае необходимости лечение;
учителя-логопеда, который непосредственно занимается развитием речи;
психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений.
Кроме того, большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов.