Татьяна Горбунова
Логопедическая консультация. «Покажите язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Покажите язычок!
Иногда для правильного развития речи малышу может понадобиться совет специалиста, а еще массаж и артикуляционная гимнастика.
Незнающие люди думают, что раз язык у человека без костей им можно болтать без умолку хоть целый день…. На самом деле это не так. Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и производить звуки.
Публикация «Логопедическая консультация, „Покажите язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
К сожалению, существуют довольно серьезные заболевания нервной системы (энцефалопатия, детский церебральный паралич, менингит, энцефалит, которые могут влиять на работу отдельных органов, в том числе и языка. Помимо того, иногда он становится вялым и бледным из-за того, что недостаточно снабжается кровью. Не назовешь нормальной такую ситуацию, когда кровь в языке застаивается – это заметно по его синюшному цвету.
Родителям невозможно решить эту проблему самостоятельно. Поэтому надо поспешить обратиться к врачам, специалистом.
Кроме того, в самом строении языка встречаются особенности, которые мешают маленькому человеку правильно произносить звуки. Что же это за особенности?
Язычок – старичок.
Иногда поверхность языка бывает вся в глубоких бороздках и морщинках. Ребенок от этого нередко ощущает болезненную сухость во рту. При каждой попытке, произнести какой либо звук он испытывает дополнительные неудобства и поэтому становиться замкнутым и превращается в настоящего буку и молчуна. Подобная особенность языка часто связана с нарушениями в эндокринной системе. Поэтому ребенка необходимо показать к опытному специалисту – эндокринологу.
Рыхлый, как вата.
Встречаются аномалии, когда язык вообще лишен подъязычной уздечки. Как правило, он выглядит рыхлым, желеобразным. При этом язык трудно заставить принять нужное положение, чтобы произнести тот или иной звук. Наконец, когда это удается сделать, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию.
Все это может привести к тому, что человек останется косноязычным на всю жизнь. О такой речи обычно говорят «словно каша во рту».
Массаж и артикуляционная гимнастика способны преобразить рыхлый язык. И чем раньше этим заняться, тем успешнее в дальнейшем пройдет речевое развитие ребенка.
Географическая карта.
Логопедам все чаще приходиться сталкиваться с такой проблемой, так называемого географического языка. Его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертание материков на карте (отсюда и название). При этом поверхность языка выглядит блестящей, словно отполированной, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.
Маленький язычок.
Ребенок может родиться со слишком маленьким язычком. Специалисты называют это явление микроглоссией. В подобной ситуации, помимо проблем с кормлением (у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, такая аномалия в будущем может помешать маленькому человечку, нормально произносить звуки.
Чтобы не допустить этого, с ребенком необходимо провести курс специального массажа. Целесообразно как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой. Однако, прежде всего следует проконсультироваться у двух специалистов : хирурга – стоматолога и учителя – логопеда. В особенно сложных случаях приходиться прибегать к помощи пластического хирурга.
Язычок - великан.
Другая крайность – большой, или, как говорят логопеды, массивный язык. Порой он не умещается в полости рта, буквально вываливаясь наружу. При произнесении большинства звуков язык как бы застревает между верхним и нижним рядом зубов. Речь ребенка с таким недостатком производит на окружающих неприятное впечатление, а у малыша со временем могут появиться проблемы психологического характера.
Конечно, ребенка можно научить прятать язык за зубы. Процесс этот длительный и требующий от малыша значительных усилий. Чтобы ускорить этот процесс, специалисты советуют использовать массаж и артикуляционную гимнастику.
Слишком большой язык, с гипертрофированной мышечной массой, скорее всего, потребует вмешательства пластического хирурга.
Уздечка.
Под языком можно увидеть пленку, которая как бы соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эту связку называют также подъязычной уздечкой. У одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может поднять язык вверх.
Подобная аномалия в строении языка заметно тормозит появление звуков. Некоторые из их малыш так и не сможет произносить, другие же приобретут в его устах странное звучание.
Очень редко, можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже добавляет крохе массу неудобств.
Часто исправить положение помогает операция на подъязычной уздечке.
Если вы обнаружили у ребенка одну из этих особенностей строения языка, не теряйте времени, обратитесь к специалистам, которые знают, что делать в
Использованная литература.
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. -М. :АТС,2006.
2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. -М. ,1958
3. Логопедия : Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Волковой Л. С. -5-еизд. ,перераб. и доп. -М. :ВЛАДОС, 2004.-704с. ил.
4. Понятийно - терминологический словарь логопеда/Под. ред В. И. Селиверстова,-М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400с.
5. Правдина О. В. Логопедия. -М. : Просвещение,1973.-272с.
Иркутская область
город Братск
МБДОУ «ДСКВ№102»
Учитель – логопед Горбунова Татьяна Николаевна.