Получи документы

Логопедические досуги  как средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс

Наталья Казова
Логопедические досуги  как средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Н. А. Казова, учитель-логопед

Т. Л. Онегова, учитель-логопед

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступившем в силу 1 сентября 2013 г.) в первом пункте статьи 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» сказано:

Публикация «Логопедические досуги  как средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс» размещена в разделах

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Действительно, полноценное развитие личности ребенка невозможно без активного участия родителей. Особенно это важно и актуально для детей с ТНР. Речь является ведущей психической функцией, влияющей на полноценное, всестороннее развитие ребенка, на его успешное обучение в школе, на формирование его эмоционально-личностной сферы, на его успешность в будущем.

Коррекция такой важной психической функции возможна лишь при активном участии родителей.

К сожалению, практика показывает, что некоторые родители недооценивают свою роль в развитии ребенка, устраняются от участия в коррекции его речевого недоразвития, считая, что это целиком и полностью обязанность педагогов. Другие родители, не владея достаточными знаниями в вопросах патологии и коррекции речи, не могут оказать детям необходимую действенную помощь. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого недоразвития, наполнить конкретным содержанием занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Поэтому одним из важных направлений в работе логопеда является взаимодействие с родителями на всех этапах коррекционной работы с целью их активизации и повышения педагогической грамотности. Учителя-логопеды часто озадачены вопросом, как сделать процесс взаимодействия интересным, занимательным и продуктивным.

Мы хотим поделиться своим опытом и рассказать о проведении в нашем ДОУ совместных логопедических досугов, которые позволяют значительно оптимизировать взаимодействие между педагогами, родителями и детьми. Практика подтвердила, что совместный досуг является эффективной и инновационной формой вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Если говорить о досугах в целом, то в зависимости от содержания досугового мероприятия их можно разделить на:

• спортивно-игровые;

• музыкально-игровые;

• познавательно-речевые.

Логопедический досуг входит в группу познавательно-речевых досугов. Мы называем его логопедическим, так как на нем закрепляются и расширяются знания, полученные на коррекционных логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем по развитию речи. Он также может включать в себя элементы спортивно-игрового и музыкально-игрового досуга с элементами театрализации. По времени в старшем дошкольном возрасте досуг может занимать 40 минут.

Логопедический досуг целесообразно проводить по окончании изучения лексической темы, а так же для закрепления материала по обучению элементам грамоты.

Участие родителей в досуге может быть различным.

Во-первых, присутствие родителей на досуговом мероприятии, организованном учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает родителям возможность увидеть и оценить речевые и личностные особенности своего ребенка, что бы правильно выбрать вместе с педагогами наиболее эффективные личностно-ориентированные пути и методы коррекции и развития.

Во-вторых, родители участвуют в подготовке досуговых мероприятий. Они закрепляют с ребенком речевой материал, заучивают тексты и стихи, отрабатывают интонационную выразительность речи. Родители также участвуют в создании костюмов, атрибутов, наглядных материалов для досуга. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает родителей, детей и педагогов и способствует заинтересованности каждого родителя в успешности своего ребенка на досуге, к которому они вместе готовились и в преодолении его речевого недоразвития в целом.

Наиболее продуктивным и эмоционально насыщенным является третий вид - непосредственное участие родителей в досуге. Такая форма участия позволяет родителям показать свой речевой и интеллектуальный потенциал, активно взаимодействовать с ребенком, совместно с ним решать познавательные и коррекционные задачи, почувствовать поддержку друг друга и единство в достижении общих целей. Взрослый во время проведения совместных игр становится не просто родителем, а другом, товарищем и партнером при выполнении различных игровых заданий и стремлении добиваться положительных результатов.

Досуги мы чаще проводим не в группе, а в музыкальном зале. Новизна обстановки, оформление, музыка – все это позволяет детям и родителям уже при входе в зал позитивно настроиться на необычное занимательное действие. А использование презентации с различными анимационными и музыкальными эффектами, введение сказочных персонажей, проведение различных игр, конкурсов и соревнований способствует эффективному достижению поставленных целей и задач.

Такая нетрадиционная форма совместной деятельности вызывает живой интерес у детей и родителей, помогает им раскрепоститься и преодолеть барьер в общении с педагогами. Досуг позволяет развивать у детей и родителей творческие возможности, познавательную активность, коммуникативные умения. Во время увлекательного игрового досуга дети не только закрепляют знания и речевые навыки, приобретают опыт публичных выступлений, учатся соблюдать правила в совместных играх, но и получают множество положительных эмоций. Им вдвойне приятно решать познавательно-речевые задачи вместе со своими родителями. А у родителей появляется возможность примерить на себя роль ребенка, больше узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду и получить практические знания, которые они смогут применить, играя и занимаясь с ребенком дома. Можно сказать, что и авторитет педагогов в глазах родителей после таких мероприятий значительно возрастает.

Совместный с родителями логопедический досуг, безусловно, эмоционально сближает родителей с детьми и педагогами и способствует активному, осознанному и творческому участию родителей в воспитании и коррекции речевого недоразвития детей.

Используемые источники:

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 7, 2011.

www.resobr.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Счастливый день!Счастливый день! Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические досуги  как средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс
Опубликовано: 2 марта 2014 в 20:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические досуги  как средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казова (УИ 192788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД