МААМ-картинки

Логопедический массаж

Оксана Пономарева
Логопедический массаж
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедический массаж – это очень популярная в последние годы логопедическая технология, которая позволяет, нам логопедам, справиться с более тяжелыми формами речевой патологии, которых сейчас появилось множество. И мы не справляемся с теми проблемами, с которыми мы сейчас встречаемся, используя только традиционные методы работы.

Публикация «Логопедический массаж» размещена в разделах

Наша цель как логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Логопедический массаж, являясь частью общей комплексной системой коррекционной работы, является абсолютно незаменимым средством борьбы с нарушенным тонусом.

Основные задачи при использовании логопедического массажа, являются:

1. Нормализация мышечного тонуса;

2. Снятие сопутствующих нежелательных проявлений (синкинезия, судороги, гиперкинезы);

3. Избыточное количество слюны (гиперсаливация);

4. Стимуляция мышечных групп, которые не справляются со своей задачей;

5. Нормализация психологического состояния у ребенка (особенно у заикающихся детей).

Долгие годы практической работы показали, что использование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Далее следует выполнение выбранных видов массажа.

Оптимальным является выполнение логопедического массажа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть минимум 3 недели, а между вторым и третьим — 3 месяца. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года.

Гигиенические основы проведения массажа

Противопоказаниями к проведению массажа является наличие :

• гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;

• гематомы на массируемом участке тела;

• активной формы туберкулеза;

• болезней крови и капилляров;

• тромбозов сосудов;

• острой крапивницы, отека Квинке в анамнезе;

• онкологических заболеваний;

• инфицированных ран;

• фурункулеза;

• ОРЗ;

• гиперчувствительности у ребенка;

• кариес;

• эписиндром в анамнезе;

• увеличение лимфатических узлов.

Основные приемы массажа : поглаживание

Поглаживание представляет собой такой прием, при котором рука массирующего скользит по коже человека, не вызывая ее смещения, собирания в складки, и производит различной степени надавливание.

Основные приемы поглаживания. Разделяют плоскостное и обхватывающее поглаживания. Они осуществляются кистью руки, всей ее ладонной поверхностью.

Поглаживание можно выполнять продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Его проводят, как непрерывное скольжение по массируемому участку тела или в виде прерывистых ритмичных движений.

Вспомогательные приемы поглаживания. Наиболее часто используемыми в логопедическом массаже вспомогательными приемами поглаживания являются: щипцеобразное, граблеобразное и гребнеобразное.

Поглаживание осуществляется не только как самостоятельный прием массажа, но и как предваряющий и завершающий другие приемы:

Вначале выполняют поверхностное поглаживание, затем более глубокое.

Во время одного сеанса массажа не обязательно использовать все виды основных и вспомогательных приемов.

Основные приемы массажа : Растирание

Растиранием называется такое движение руки массирующего, когда она, производя надавливание, смещает кожу в разных направлениях.

Установлено, что у детей с парезами растирание в сочетании с поглаживанием понижает возбудимость двигательных клеток спинного мозга. Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях. Температура в них может подняться более чем на 5°С.

Основными, чаще всего употребляемыми приемами растирания являются: растирания пальцами, гребнеобразное, локтевым краем ладони, опорной частью кисти (запястьем, пиление.

Основные приемы массажа : Разминание

Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы. При выполнении этого приема происходит растяжение нервно-мышечных волокон, вследствие чего улучшается приток проприоцептивных импульсов, идущих в центральную нервную систему, что, в свою очередь, ведет к рефлекторным изменениям в нервно-мышечном аппарате.

Разминание мышц повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров. Усиливая кровоснабжение массируемого участка, разминание ведет к улучшению питания тканей, стимулирует удаление продуктов их деятельности, повышает тонус и эластичность мышц, укрепляет их, усиливает сократительные функции, а также способствует регенеративным процессам. Все это позволяет рассматривать разминание как пассивную гимнастику для мышечных волокон.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Массажные движения (как при поглаживании и растирании) выполняются в продольном и поперечном направлениях или спиралевидно.

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе

1. Расслабляющий массаж мышц шеи.

Массаж следует выполнять методом непрерывного поглаживания и легкого растирания. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Очень эффективно следующее упражнение.

Положить ребенка на кушетку лицом вверх так, чтобы голова свисала. Затем логопед руками плавно, медленно производит головой ребенка круговые движения.

Целесообразно применять гимнастику. Предложите ребенку:

• голову уронить, «уснуть»;

• голову запрокинуть, наклонить вправо-влево;

• голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить».

Каждое упражнение повторить 5-6 раз.

2. Расслабляющий массаж верхнего плечевого пояса.

3. Расслабляющий массаж лицевой мускулатуры и мышц губ.

4. Расслабляющий массаж мышц языка легким поглаживанием по предложенным ранее направлениям.

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе

1. Укрепление лицевой мускулатуры.

Для этого используют приемы интенсивного прерывистого поглаживания, глубокого растирания, разминания.

Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следующим образом: поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следует увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болезненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка.

Разминание скуловой и щечной мышц

2. Укрепление губной мускулатуры.

С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.

Массаж выполняют в следующих направлениях

• от середины верхней губы к углам рта;

• середины нижней губы к углам рта;

• от углов губ к их середине (пощипывание).

3. Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж :

• на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;

• вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию;

• на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;

• на края языка воздействуют посредством пощипывания.

4. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

5. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен.

При этой процедуре губы ребенка должны быть сомкнуты. Массирующий с усилием, энергично проводит пальцем (кругообразно) справа налево (и наоборот) над верхней и под нижней губами (проекция десен).

6. Массаж твердого неба.

Если у ребенка с ринолалией образовался после операции на небе рубец, то его ребенок может научиться массировать языком самостоятельно.

Можно массировать одним пальцем твердое небо продольным или поперечным поглаживанием.

Растирание выполняется прямолинейное, спиралевидное и кругообразное.

Разминание неба производится надавливанием и раздвиганием.

Необходимо соблюдать указанную последовательность выполнения массажа при различном тонусе мышц.

Начинать логопедический массаж с массирования языка нецелесообразно (низкий эффект).

Дифференцированная артикуляционная гимнастика

Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Эта гимнастика создает условия для формирования любой группы звуков. Суть дифференцированной артикуляционной гимнастики заключается в том, что сначала с использованием различных видов массажа нормализуют тонус и движения группы мышц, после чего ребенку предлагают выполнить целенаправленные артикуляционные движения, которые закрепляют воздействие массажа.

выполнения.

Логопедический массаж бывает :

• Расслабляющий (он выполняется при гипертонусе. Основное движение – поглаживание, оно занимает от 30% до 60% всего массажа);

• Активизирующий (выполняется при гипотонусе. Активное движение – растирание, оно занимает большую часть массажа);

• Гармонизирующий (это что-то среднее между расслабляющим и активизирующим массажами. Он больше направлен для постановки звуков)

Сеанс логопедического массажа — это процедура, выполняемая один раз в день. Чтобы логопедический массаж был эффективным, проводить его надо обязательно курсами. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное речевое нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет.

Полный курс массажа ребенку можно делать, только заручившись согласием мамы (родителей). При беседе с ней нужно уточнить подробности тщательно собранного анамнеза. Курс логопедического массажа включает в себя 10 сеансов, которые проходят либо каждый день, либо через день, но вот перерыв более трех дней делать не стоит. Между такими курсами должен быть небольшой перерыв от двух недель до двух месяцев. Но обязательно логопед продолжает свою основную работу в занятиях на звукопостановку, на развитие фонематического слуха, на использование каких-то элементов логопедического массажа. И дальше уже смотрит, если динамика не значительная, то логопедический массаж необходимо повторить. Повторений может быть сколько угодно, до получения нужного результата.

Список используемой литературы:

1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. -М, 2007.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. -М, 2007.

3. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М, 2008.

4. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. М-2008.

5. Материалы взятые с семинара-практикума логопеда-дефектолога Томилиной С. М. – 2013 г.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

План досуговой деятельности на полугодие ПЛАН ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2012-2013 уч. г. В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ СЕНТЯБРЬ «День города» - музыкально-познавательный досуг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический массаж
Опубликовано: 28 июля 2014 в 05:45
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический массаж» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пономарева (УИ 197618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД