Получи документы

Логопедический проект по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников

Надежда Разумилова
Логопедический проект по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

«Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников»

Разработала: Разумилова Надежда Ивановна, учитель-логопед МКДОУ №11

«Усваивая родной язык, ребенок осваивает не одни слова…. Но и бесконечное множество понятий, и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».

К. Д. Ушинский

Публикация «Логопедический проект по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

Актуальность заявленной темы подтверждается анализом результатов логопедического обследования детей МКУ ДОУ №11. У 45-48% детей от числа обследованных выявлено ОНР разного уровня, что проявляется в недоразвитии всех компонентов речи, дети затрудняются вербально организовать свое поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе своей деятельности. Все это способствует возникновению у них психологических особенностей: стеснительности, замкнутости, нерешительности.

Цель: Устранять стереотипы эмоционального реагирования и поведения детей связанного со страхом перед речевыми высказываниями, реконструировать полноценные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми. Формировать гармонически развитую личность в целом.

Задачи:

1. Развивать вербальные и невербальные способности детей.

2. Развивать все компоненты речи.

3. Развивать способность самостоятельно применять полученные навыки по составлению повествовательных рассказов.

4. Формировать адекватную оценку своей речевой деятельности через самоанализ рассказа с использованием схемы.

Степень новизны: Я предлагаю нетрадиционную форму обучения повествовательной речи цепной организации. Где связь в рассказе между предложениями осуществляется, когда об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях. Схемы наглядно знакомят детей с правилами построения высказывания в целом и принципом правильного построения предложения.

Предметно-символическая схема анализа рассказа позволяет детям самостоятельно оценить: как раскрыт замысел рассказа; как осуществляется смысловая связь между частями рассказа и между предложениями; определить правильность построения предложения.

Содержательно-целевая направленность проекта:

Педагогическая технология, которая отражает поиск наиболее эффективных путей формирования и формулирования связной монологической речи у детей.

Методическая разработанность проекта:

1. Памятка построения повествовательного текста.

2. Требования к построению повествовательного рассказа.

3. Подбор рассказов, стимулирующих содержательную и языковую сторону речевых высказываний детей.

4. Наглядная информация для родителей, родительское собрание.

5. Конспект мероприятия.

Результативность проекта

Представлен анализ результата итоговой диагностики сформированности связной монологической речи

Этапы реализации проекта.

1этап: Выявление актуальности проекта через логопедическое обследование, определяющего оценку уровня выполнения задания по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, пересказа

Наблюдение за процессом свободного общения детей.

2 этап: Принятие задач проекта и пути их решения.

1. Развитие связной речи практическими методами без обращения к правилам построения монолога.

С этой целью применяются нетрадиционные игровые приемы, побуждающие детей к связному говорению:

2. Знакомство со смысловыми и языковыми правилами построения повествовательного рассказа. Для наглядности используются схемы, которые дают реальную возможность показать детям принцип одинакового построения всех предложений повествовательного текста. Рассматривания схему рассказа, обращаю внимание детей, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, то есть за счет такого повтора осуществляется связь отдельных предложений в рассказе. Позже средствами межфразовой связи становятся не только лексические повторы, но и союзы, местоимения (там, тут, потом, оттуда, туда, тогда, это, такой)

В результате проведенной работы ребята знакомились и практитчески овладели правилами смысловой и лексико-грамматической организации повествовательного текста цепной структуры, начинали осознавать, что нарушение правил ведет к «поломке» логики высказывания и к непониманию такой речи партнером по коммуникации.

Сотрудничая с семьями, я повышаю уровень компетентности родителей в вопросах формирования и формулирования повествовательной речи детей. Для этого провожу шуточный опрос «Умеет ли ваш ребенок общаться?», знакомлю с правилами построения повествовательного текста, ошибками, которые допускают дети. Вывешиваю информацию в родительском уголке: «Как с помощью рисунка научить детей рассказывать?», «Правила речевого общения», провожу конкурсы сочинений: «Самая лучшая сказка о Язычке», «Самое интересное письмо Деду Морозу», «Самые лучшие слова для мамы», «Самая интересная загадка», «Моя правильная речь поможет мне…»

3. Формирование и формулирование повествовательных рассказов на основе практического применения изученных правил.

4. Самоанализ своих рассказов на основе предметно-символического плана, который позволяет определить как раскрыт замысел рассказа, как осуществляется связь между частями текста, между предложениями, правильно ли выстроено само предложение.

3 этап: Результат проектной деятельности.

Анализ итогового обследования сформированности повествовательной речи у детей.

Устное сочинение детей «Моя правильная речь поможет мне…»

4 этап: Подведение итогов логопедом своей работы в проектной деятельности.

-Выступление за «круглым столом» с педагогами МКДУ №11.

Советы пользователям:

Обучение повествовательному рассказыванию (самостоятельности, вариативности и др.) осуществляется успешнее при последовательном использовании наглядного материала. В результате приобретенные детьми навыки и умения становятся более устойчивыми, а повествования самостоятельными, целенаправленными, композиционно оформленными и выразительными.

Практика показала: необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, чтобы научить его рассказывать.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 14:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Разумилова (УИ 211168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД