Папки-передвижки

Логопедическое развлечение «Масленица»

Лариса Викторовна Соленикова
Логопедическое развлечение «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

/старший дошкольный возраст/

Составила: учитель-логопед Соленикова Л. В.

МДОУ «Детский сад №56»

г. Ярославль

ТЕМА: «МАСЛЕНИЦА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с праздником «Масленица».

Публикация «Логопедическое развлечение „Масленица“» размещена в разделах

2. Расширить знания и представления о русских народных праздниках и традициях, о русском фольклоре.

3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, логическое мышление.

4. Активизировать словарь детей по теме, уметь подбирать прилагательные к существительным, образовывать слова в творительном падеже, изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени, закрепить знание названий дней недели.

6. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, интонационную выразительность речи.

7. Приобщать детей к этноистории, к истокам русской культуры.

8. Способствовать развитию творческого воображения и культуры общения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Проектор, презентация, лучи с картинками для солнца, мяч, матрешка

Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

Логопед : Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите мне, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед : Правильно. Я очень люблю зиму, а вы? Почему мы любим зиму?

Дети: Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика, кататься с горок!

Логопед : Да, а какие праздники мы отмечаем зимой?

Дети: Новый год, Рождество, День защитника Отечества.

Логопед : Есть ещё один праздник, который мы тоже отмечаем зимой. Отгадайте загадку и вы узнаете о каком празднике пойдёт речь.

—«Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!»

Ребята, как вы думаете, что это за праздник? Правильно, это - «Масленица». И сегодня мы с вами поговорим о ней, об обрядах да обычаях, с которыми проводили этот праздник в древности.

1 СЛАЙД

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

(Ребёнок читает стихотворение) :

—«С Масленицей ласковой поздравляем Вас,

Пирогам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!»

Логопед : Ребята, а вы знаете, что является символом весны и солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

—«Желтый, круглый, ароматный.

И на вкус такой приятный!

И с мяском, и с медком,

Со сгущенным молочком!»

2 СЛАЙД

Логопед : Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! Масленица всегда была шумной, весёлой, с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод, и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу, с жару подаются они на стол. С чем в основном едят блины? а с какой начинкой бывают блины? (ответы детей) Есть такая поговорка: «Масленица идёт, блины да мёд несёт», давайте выучим и запомним ее.

Логопед : А сейчас я предлагаю вам поиграть с пальчиками и язычком!

•Пальчиковая игра «Солнышко»

(солнце зазывали такими словами) :

—«Солнышко-ведрышко, (руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки (показать рукой вниз)

Ждут твоего света! (руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют, (имитация движений)

Тебя поджидают!» (руки вперед, «приглашают в гости»)

•Артикуляционная гимнастика «Язычок на Масленице» :

—«Язычок печёт блины, (упражнение «Печём блинчики», произносим пя-пя-пя, шлёпаем губами по высунутому широкому языку на нижней губе.)

Ах, блиночки хороши! (показываем большой палец правой руки)

На тарелку их кладу,

Блин подую, остужу. (дуем на кончик языка на нижней губе)

Буду блин вареньем мазать, (упражнение «Маляр», широким языком гладим нёбо)

Губки сладко оближу. (упражнение «Вкусное варенье», облизываем по кругу губы)

В чашку я чайку налью. (упражнение «Чашечка», широкий язык высунут)

И друзей скорей зову. (машем рукой, зовём друзей)

Раз - блинок, другой – блинок (упражнение «Мячик», язык изнутри рта упирается в одну, потом в другую щёку.)

Мы за щечкой пожуем. (сильно, попеременно надуваем щёки)

Гости блинчиков наелись,

и давай плясать, скакать, (упражнение «Лошадка», щёлкаем языком)

Весну – Масленицу встречать(глубокий поклон)

Логопед : Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Чего в нем не хватает?

Дети: лучей!

Логопед : Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики!

•Д/и «Лучи солнца»

—«Поставьте каждый лучик на свое место, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э] в начале слов: арка, облако, улей, ива, цветы, экскаватор)

Логопед : Вот и зажглось солнышко. Такое же солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весну. Чтобы наше солнышко не скрылось, нужно похвалить его, сказать как можно больше приятных слов.

•Словесная игра «Подбери словечко»

(дети придумывают слова и передают друг другу игрушку-матрешку)

Солнце (какое) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

•Д/и «Что за чем и перед чем?»

Логопед : Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Какой день наступает после понедельника? (Вторник) Что следует после вторника? среды? четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю: «Он наступает после вторника, но перед четвергом? (среда). А какой день недели находится между средой и пятницей? (четверг, сколько в неделе рабочих дней?» и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь хотите узнать, чем занимались люди в старину каждый день на масленичной неделе? Тогда слушайте!

3 СЛАЙД

— «Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник - … (встреча)»

Масленица начинается в понедельник, который называется «Встреча». В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с горок.

4 СЛАЙД

—«У меня еще вопрос…

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш,

А вторник у нас - … (заигрыш)»

Вторник — «Заигрыш».

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки,катались на каруселях. Давайте и мы поиграем!

•Подвижная игра «Карусель»

—«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели. (медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (легкий бег)

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите. (медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!»

5 СЛАЙД

—«Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием - … (лакомка)

Среда — «Лакомка».

Начинали кататься с гор и взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

Логопед : Давайте и мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем разных вкусностей к масленице! А вот, что мы напечем, попробуйте отгадать! (дети отгадывают загадки) :

—«Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?» (блины)

—«В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят» (Пирог)

—«Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье!» (Бублик)

—«Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин…» (Калач)

—«На подбор все эти братцы,

Жалко с ними расставаться,

Все с начинкою дружки —

Ароматны…»(Пирожки)

—«С открытою начинкою лепешка,

Посередине — творога немножко.

Всех пирожков известная подружка

Питательная, вкусная…»(Ватрушка)

6 СЛАЙД

—«Он и чистый, и широкий,

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется… (разгуляй)»

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на телеге, пели частушки, плясали и водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед : Хотите поиграть в снежки?

•Пальчиковая игра «Снежок» :

—«Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки)

И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем, («ловят» снежок)

Три – уроним («роняют» снежок)

И сломаем! (топчут снежок ногами).

7 СЛАЙД

—«Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины … (вечерки)»

Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

•А к блинам - наша игра «Ням-ням» :

Ням-ням говорите, если нравится. Фу-фу, если вам не нравится.

—«Булочки хрустящие! (ням-ням)

Тапки завалящие! (фу-фу)

Пирожки слоеные! (ням-ням)

Валенки вареные! (фу-фу)

Шарики сырные! (ням-ням)

Салфетки жирные! (фу-фу)

Пряники вкуснящие! (ням-ням)

Яблочки хрустящие! (ням-ням)

Селедочка пряная! (ням-ням)

Грибочки поганые! (фу-фу)

Шишки еловые! (фу-фу)

Табуретки новые! (фу-фу)

Рваные карманы! (фу-фу)

Воза три сметаны! (ням-ням)

8 СЛАЙД

—«А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины … (посиделки)»

Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Логопед : Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

•Игра с мячом «Назови ласково»

Логопед : Я произношу разные слова, а вы назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

9 СЛАЙД

—«День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье … (прощеное)»

Воскресенье — прощенный день или проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но, если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже, когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

10 СЛАЙД

(ребёнок читает стихотворение) :

«Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Ты пришла с добром:

С сыром, с маслом, с яйцом!

С блинами, с пирогами да с оладьями!

Масленица весело гуляла, песни распевала,

А теперь прощай – на тот год приезжай!»

Вот такая интересная Масленица! Все на ней веселились и играли! Давайте и мы поиграем!

•Подвижная игра «Весна, весна красная»

Весна, весна красная (водят хоровод)

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)

С корнем глубоким, (приседают, руки опускают вниз)

С хлебами обильными! (Бегут по кругу, взявшись за руки)

11 СЛАЙД

Логопед : Вот так проходила Масленица на Руси! А теперь пришло время нам с вами попрощаться! До новых встреч!

Публикации по теме:

«Масленица». Развлечение в средней группе (фотоотчет)«Масленица». Развлечение в средней группе (фотоотчет) На масленичной неделе мы провели развлечение с детьми, посвященное традиционному славянскому празднику «Масленица», который отмечается в.

Фотоотчет «Общесадовское развлечение «Масленица»Фотоотчет «Общесадовское развлечение «Масленица» Зима коварная слабеет. Весна ждет своего прихода. И мы тоже ждем не дождемся! Традиционно в нашем детском саду проходит развлечение "Проводим.

Фотоотчёт развлечение «Гуляй масленица!»Фотоотчёт развлечение «Гуляй масленица!» Масленица – самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого.

Логопедическое развлечение для дошкольников «В гости к Солнышку»Логопедическое развлечение для дошкольников «В гости к Солнышку» Сценарий летнего логопедического развлечения «В гости к Солнышку» Цель: - развитие речи через создание положительного эмоционального настроя.

Логопедическое развлечение в средней группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Гласландию»Логопедическое развлечение в средней группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Гласландию» Сценарий логопедического развлечения в средней группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Гласляндия». Цель: Закрепить знания о гласных.

Масленица. Развлечение для детейМасленица. Развлечение для детей Цель: Закреплять у детей знание о празднике. Познакомить с традициями праздника. Воспитывать уважение к русской культуре. Предварительная.

Логопедическое развлечение «Праздник чистой речи»Логопедическое развлечение «Праздник чистой речи» Праздник ЧИСТОЙ РЕЧИ. Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению. Коррекционно-образовательные,.

Развлечение «Масленица» в средней группеРазвлечение «Масленица» в средней группе Развлечение «Масленица» в средней группе Цель: приобщение детей к традициям русского народа через национальный праздник «Масленица». Материалы.

Развлечение в подготовительной группе «Масленица»Развлечение в подготовительной группе «Масленица» Цель проведения праздника - приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством народных игр, активизация речевого развития.

Развлечение «Веселая Масленица»Развлечение «Веселая Масленица» Развлечение: «Веселая масленица» Цель: Знакомство с народными традициями. Задачи: • Познакомить с русскими народными забавами на праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое развлечение «Масленица»
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 13:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое развлечение «Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Викторовна Соленикова (УИ 309604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД