Ирина Рублёва
Логотренажёр «Учишка-закрепишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовленное мною дидактическое пособие логотренажёр "Учишка - закрепишка" решает задачи по созданию условий совершенствования речевой деятельности детей - логопатов, поддержанию речевой культуры вне занятий, побуждения детей внимательно вслушиваться в содержание собственных высказываний, формирования механизмов деятельности саморегуляции, речевого самоконтроля.
Цели использования логотренажёра :
- формирование умения безошибочного употребления поставленных звуков во всех ситуациях речевого общения
Публикация «Логотренажёр „Учишка-закрепишка“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2022
- закрепление навыка самоконтроля за речью у детей старшего дошкольного возраста с диагнозами ФНР, ФФНР,
- развитие мелкой моторики, совершенствование координации движений рук
-тренировка распределения внимания
Описание дидактического пособия.
Пособие представляет собой полотно из пробкового материала размером
70 * 50 с закреплёнными на нём «приспособлениями» для координированных движений пальцев рук и проговаривания слогов, чистоговорок, логопедических рифмовок в процессе автоматизации звуков и включает следующие приёмы работы.
«Волшебные превращения верёвочки» - из шнурочков различного цвета заплетать косички, одновременно проговаривая рифмовки.
«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя различный речевой материал: дни недели, месяцы, гласные звуки, отрабатываемые слоги (шта - што – шти – ште).
«Кус – кус» - бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Бабочка»- проводим шнурочек с прикреплённой к нему бабочкой между «цветочками» - крышками по спирали, одновременно рассказывая стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.
«Молния»- плавно передвигая собачку молнии для одежды, проговариваем заранее заученные детьми скороговорки и стишки, насыщенные изучаемым звуком
«Щелчки»- каждым пальцем по бусинам или деревянным фигуркам - фруктам, закрепленным на пробковом полотне на ударные слоги
«Музыканты» - нажимаем сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением слогов, слов, чистоговорок, рифмовок - миниатюр на отрабатываемый звук.
«Камешки» - «ходить» указательными и средними пальцами по «камешкам» (пластмассовым бусинам, прикреплённым на игровое полотно с помощью липучки, на каждый ударный слог делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно.
«Прогулка» - задание аналогично предыдущему: «вставать» в углубления пуговиц разного диаметра указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог рифмовки,то есть выполнение серий пальчиковых движений с одновременной вербализацией.
На игровое полотно вывешиваются схемы артикуляций звуков, что помогает сформировать не только правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребёнка со способами контроля за произношением звука. Пособие снабжено вертушками, необходимыми для выработки сильной целенаправленной струи, столь важной для постановки звуков, и ручными эспандерами, которые сжимаются детьми на ударные слоги при проговаривании рифмовок.
Применяя в работе данное дидактическое пособие, мне удалось также пальчиковые игры разнообразить различными кинезиологическими упражнениями (кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, целью которых является развитие не только мелкой моторики, но внимания и речи, памяти и мышления.
Теоретической и методологической основой при разработке дидактического пособия явились положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина,В. И. Лубовский) :
-принцип системного подхода (предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи,
-принцип связи речи с другими сторонами психического развития (раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов)
- принцип связи речи с развитием мелкой моторики руки
Результаты использования дидактического пособия.
Коррекционная работа с использованием игровых приёмов данного дидактического пособия привела к повышению уровня сформированности речевого контроля звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ФНР, ФФНР, повысила потенциал автоматизации и закрепления сформированных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения. Это позволило, в свою очередь, создать благоприятные условия для обучения детей и их последующей жизни в обществе.