Яна Крючкова
Конспект занятия в старшей группе «Творческая мастерская мини-музея «Наша овечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми (НОД)
Воспитатель МБДОУ "Детский сад №34" Крючкова Ионна Александровна
Тема: Творческая мастерская в мини-музее «Наша овечка»
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире. Привлекать внимание к миру природы, формировать бережное отношение и интерес к ней, дать представления о домашних животных на примере овечки, барана; познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём. Продолжать учить приё му аппликации: ватой, шерстью, нитками, бумагой.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Творческая мастерская мини-музея „Наша овечка“» размещена в разделах
- Барашек, баран, овца, овечка
- Барашек, овечка. Конспекты занятий
- Барашек, овечка. Конструирование, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Развивающие: учить отображать увиденное в собственной деятельности, развивать мелкую моторику детей.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, как важное средство формирования культуры межличностных отношений, усидчивость, аккуратность, умение оценивать свою работу и работу сверстников, чувство своей значимости и гордости за изготовленную своими руками поделку. Воспитывать эстетические отношения к животному миру через изображения аппликации, воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность при наклеивании деталей.
СЛОВАРЬ: ягнёнок, веретено, прялка, пряжа, посиделки, крючок, спицы, рукоделие, прясть, прядение.
Предварительная работа:
При подготовке мероприятия образовательная область «Познание» интегрируется с другими областями.
«Коммуникация»
•Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением овцы, барана.
•Знакомство с народной традицией собираться на посиделки и рукодельничать
• Составление описательных рассказов по картинам на тему: «Какую пользу даёт нам овца?»
•Рассматривание экспонатов мини-музея «Наша овечка»
•Заучивание стихов, загадок, пословиц, скороговорок об овце или баране
«Социализация»
• Просмотр слайдов: «Овечкина семья», «Где овечка пасётся?», «Дикие родственники овцы»
•Коллекционирование экспонатов для мини-музея
•Д/и «Что здесь лишнее?», «Ящик ощущений»
•Уголок самостоятельной деятельности (сматывают в клубок нитки, определяют шерсть по цвету, толщину ниток ит. д.)
•С/р игра «Магазин» (использование продуктов питания и изделия из шерсти овцы)
•П/и «Волк и пастух»
«Труд»
•Использование в работе самопрялки, электрической прялки и веретена с целью получения «волшебной нити» из шерсти овцы
«Чтение художественной литературы»
•Чтение книги М. Максимовой «Клубок, крючок и спицы в гостях у малышей»
•Чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц и скороговорок об овце, её семействе, о её пользе
•Рассматривание книг и беседы о прочитанном
«Физическая культура»
•Пальчиковая игра
•Динамическая пауза
«Художественное творчество»
•Рисование овечек, баранов, ягнят
•Лепка «Овечкина семья»
•Аппликация из ниток, ваты, шерсти, ткани и бумаги «Барашек»
Оборудование: игрушки - ягнёнок, баран, овца; прялки разных видов, веретёна, щётки для чесания овец, ножницы для стрижки овец, шерсть, пряжа, спицы, иллюстрации барана, овцы и ягнёнка (экспонаты музея, листы бумаги с силуэтами овечек, клей-карандаш, вата, шерсть, выставка вязаных изделий, магнитофон с аудиозаписью, народные костюмы для взрослых и детей.
Ход:
В: - Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотите узнать – какое?
Д: - Да.
В: - Тогда, Добро пожаловать в мини-музей «Нашей овечки». Посмотрите, какие предметы вас окружают, назовите их.
Д: - игрушки, книги, одежда, шерсть и т. д.
В: - Ребята, а кто помнит, как называются вещи в музее?
Д: - экспонаты.
В: - Молодцы, ребята, обратите внимание на правила поведения в нашем музее (читаем правила в рамке).
В: - А как вы думаете, что объединяет наш музей? Внимательно посмотрите на экспонаты музея и скажите, что здесь повторяется. Что вы видите одинокого?
Д: - Все экспонаты в нашем музее изображены в виде овечки и её семьи.
В: - Правильно, ведь овечка занимает особое место в нашем музее, а это значит, наша овечка хочет нам рассказать о себе что-то новое, интересное, то, чего мы пока не знаем.
В: - И название мини-музея тоже связано с этим животным. Кристина, как называется музей нашей группы?
К: - Музей называется «Наша овечка».
В: - Давайте ещё раз посмотрим на экспонаты, и послушаем загадки (загадывают дети).
Тоня: По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. Кто это?
Д: баран.
Оля: Я маленькая, белая, пугливая не смелая, шерсть даю своей хозяйке на шарфы и на фуфайки. А это кто?
Д: - овечка.
В: Ребята, а это кто? (показываю иллюстрацию ягнёнка)
Ответы детей.
В: - А как называются эти животные?
Д: Домашние.
В: Почему эти животные так называются? (Ответы детей).
В: - Давайте посмотрим их. Показ изображений барана, овцы, ягнёнка. Баран это отец или самец, овечка это (мать или самка, а ягнёнок это (детёныш).
В: - А теперь, давайте поиграем, и посчитаем баранов, овец и ягнят.
Один баран, два барана, три барана, четыре барана, пять….(баранов, также считаем овец и ягнят. Ребята, а какого цвета бывает шерсть у баранов.
Д: - Чёрная, белая, пятнистая.
В: - Давайте вспомним скороговорку про баранов:
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано
Шерсть у них в колечки свита
Сострижёшь – и свяжешь свитер
(Произносят сначала медленно, затем быстрее).
В: - Давайте подойдём к экспонатам раздела «Что даёт овца?» Посмотрите на них и скажите, так чем же всё-таки полезна овца? Какую пользу приносит?
Д: - овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.
В: - А как получают овечью шерсть?
Д:- Их стригут ножницами.
В: - Правильно, но какими? Вот этими, (показываю канцелярские) мы сможем постричь? (нет). Конечно, здесь нужны специальные ножницы для стрижки овец. Посмотрите, как они выглядят (показываю, они необычные, у них нет гвоздика посередине.
В: - Посмотрите, какая шерсть получилась после стрижки. Потрогайте и назовите её. Какая она?
Д:- Мягкая, пушистая, лёгкая, тёплая, жёлтая, чёрная.
В: - Ребята, только вы не думайте, что люди обижали животных.
Наступала весна, становилось жарко, хозяйки стригли или вычесывали шерсть у животных, а они с радостью расставались с зимней шубой. Даже загадка такая есть: Кто даёт нам шерсть для пряжи?
Мы платочек тёплый свяжем.
Бе-бе-рите мне не жалко,
Летом в шубке очень жарко (Баран).
Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твёрдые частицы. Потом шерсть трепали, чесали металлическими чесалками или деревянными гребнями (показываю). После этого формовали в виде своеобразной ленты и пряли.
В:- А что для этого надо?
Д:- Прялку или ручное веретено.
В:- Правильно, а теперь, давайте подойдём к хозяйке нашего музея.
В: - Вы в стране волшебной прялки.
Приглашаю вас, друзья
Все вы гости для хозяйки,
А хозяйка эта - я! (показываю на прялку)
А у прялки есть помощник. Показываю Веретено:
-Вот и я, меня вы звали,
Я на помощь всем приду,
Я хочу, чтоб вы узнали,
Как умело я пряду.
В: А теперь, давайте перенесёмся в прошлое на машине времени.
Раньше в далекие времена, когда в деревне заканчивались все дела по хозяйству, женщины и мужчины собирались у кого-нибудь в избе на посиделки и рукодельничали, то есть делали вещи своими руками. Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женщин. Когда девушки и женщины собирались за важным ремеслом, они коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.
В: Ребята, к нам из прошлого пожаловала гостья - мастерица, да не одна, а со своими помощниками. (Звучит музыка, входит взрослый с детьми в народных костюмах). Дети здороваются с гостями. Гости нам покажут, как прясть на прялке.
Мастерица : Прежде чем я буду прясть,
Шерсти нужно вам набрать,
Можно попросить немного
У овечки шерсти дать (стоит игрушка овечки)
(Помощники подают мастерице шерсть, гостья проходит и садится за прялку)
Шерсть привязывают к прялке,
Чешут редким гребешком (показывает гребень)
Ловко скручивают нитку
Озорным веретеном.
Позолоченная прялица
Я пряду, а нитка тянется
Я пряду, а нитка тянется
Мне работа моя нравится.
(мастерица показывает детям, как прядут пряжу и сматывают ее на веретено).
Вот так получались шерстяные нитки. А теперь их прядут на фабриках, на специальных станках и на электрических прялках (показ).
Мастерица : А что можно связать из ниток, расскажут мои помощники.
Помощники: Из волшебной этой нитки
Вяжут теплые носки,
Варежки, шарфы и шапки.
Всем они зимой нужны.
М: - Не только можно вязать одежду, но ещё из шерсти делают валенки (показывает).
М: - Дети, посмотрите, какие вещи я связала для вашего музея со своими помощниками.
В: Ребята, давайте их отнесём на выставку вязаных изделий, и поблагодарим наших гостей. (Дети рассматривают изделия, расставляют их в музее, затем прощаются с гостями.
В: - Возвращаемся обратно в наше время. Скажите мне пожалуйста, как называются те предметы, которыми вяжут эти изделия?
Д: - спицы, крючок, клубок ниток.
В: Ребята, гости нам сделали отличный подарок– они пополнили музей новыми экспонатами, а вы хотите пополнить наш музей своими экспонатами?
Д: - Да.
В: - Посмотрите, какие у меня барашки, (показываю картинки). Чего же им не хватает?
Д:- Шерсти.
В: - Я предлагаю вам наклеить для них эту шерсть. Обклеивать мы будем разным материалом. Кто хочет – ватой, кто – бумагой, а кто – нитками (дети выбирают, кто чем будет обклеивать). Только, обратите внимание, где больше всего шерсти? (на туловище).
В: Сначала намазываем клей на туловище, потом небольшими кусочками, плотно друг к другу приклеиваем бумагу, вату или нитки.
В: но прежде, давайте вспомним, чем питаются овцы?
Д: травой, овощами.
В: Правильно, давайте, мы перед работой разомнём руки и сделаем салат из овощей.
Динамическая пауза: Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капусту соли, солим
Мы капусту мнём, мнём.
(Дети садятся за рабочие места и выполняют работы, у каждого силуэты баранов, вата, шерсть, бумага, нитки, клей). Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход.
В: Молодцы, ребята, посмотрите, какие разные получились барашки у вас. У кого из ваты, а у кого из бумаги, из ниток. Какие они все красивые, а давайте их подарим на память нашим гостям. Дети проходят и дарят свои работы