Галина Сары
Мальчики на занятиях по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Мальчики на уроках хореографии
Зачастую говорят, что девочки, проявляют больше успехов в искусстве танца чем мальчики. Это противоречие объясняется преобладанием в общественном сознании стереотипов, традиционно приписывающих пассивную роль мужчины в танцевальном действе. Девочки подросткового возраста в большей степени склонны проявлять настойчивость, инициативу и даже агрессию, а мальчики более самокритичны, эмоционально чувствительны, в том числе и к критике. Подростки-мальчики свободнее выражают и отстаивают свое мнение, даже если это переходит в спор или конфликт.
Публикация «Мальчики на занятиях по хореографии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Но каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос гармоничной личностью: сильным, ответственным, выносливым, воспитанным, уверенным в себе человеком. Именно хореография развивает все эти качества, которые для мальчика важны не меньше, чем для девочки. Чем раньше родители задумаются над этим, тем лучше, но это редко бывает.
Актуальность выбранной темы вызвана небольшим количеством мальчиков, посещающих уроки хореографии. Между тем именно мальчики нуждаются в повышенной двигательной активности, когда так велик соблазн телевизора, компьютерных игр и безграничных просторов интернета. Направляя и обучая ребенка, можно добиться предрасположенности к формированию интереса, например, к боевым искусствам, легкой атлетике, плаванию и т. д. Однако хореография совмещает в себе и спортивную подготовку, и творчество.
Танец – это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен человек выражал, осмысливал в танце свои представления о природе жизни, взаимоотношения между людьми, рассказывал о происходящих событиях, а в основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, охотой. К тому же хореография несет в себе еще культурное и эстетическое воспитание, что не менее важно для будущих мужчин – танец формирует общую культуру тела.
Очень важную роль в решении проблемы привлечения мальчиков в хореографический коллектив и быстрой их адаптации играют родители и близкие люди. Они должны чувствовать ребенка, общаться с ним, расспрашивать, какие эмоции у него на душе на данный момент. И вовсе не все «настоящие мужчины» играют в хоккей. Понятие «настоящего мужчины» заключается совсем в другом: характере, поступках, целях, поведении и многом другом. Хорошо, если такие воспитательные беседы, подкрепленные конкретными примерами, проходят незаметно для мальчика, не выглядят, как нудные нравоучения. Постепенно ребенок поверит родительским словам и сформирует свою личную точку зрения, на которую уже трудно будет воздействовать людям со стороны.
Многие тренеры боевых искусств отмечают, что действительно сильные бойцы чаще всего получаются из тех, кто имеет разнообразную практику движения. Танцоры, с их пластикой, воспитанным чувством равновесия, богатством движения, часто вырастают в блистательных бойцов.
Современный танец так же, как и древний ритуальный танец, обладает магической силой, и импровизацией. Управляемое физическое действо человека в форме танца соеди-няет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями, помогает нам сохранять контакт с высшими жизненными силами. Каждое движение и жест приводит к электрическим изменениям в теле и мозге: центральная нервная и мышечная системы преобразуют музыкальные ритмы в форму движения, что позволяет нам расширить традиционное восприятие мира.
Если посмотреть на культуру Кавказа (а у этих народов, как известно, присутствует выраженный культ мужественности, то можно увидеть, что именно мужской танец стоит у них на почетном месте. В русской культуре, имеющей богатейшие танцевальные традиции, перепляс – изначально чисто мужской танец, по сути своей – соревнование парней между собой, выяснение с помощью танца, кто «круче».
«Когда мы занимались с мальчишками, для достижения цели я использовала их соревновательный «инстинкт». Это именно инстинкт! У них это в крови. Сначала мы делали упражнения все вместе, для усвоения, а потом я устраивала соревнование по любому поводу и без повода тоже. Например, кто поднимется из гран плие по стенке лучше всех? Тот, кто выиграл, поощрялся. Поощрение — это не что-то материальное, а, например, он начинает какое-то движение первым, которое исполняется по очереди, или он будет стоять первым на следующем уроке, или он водящий в игре. Очень стимулирует!».
Нельзя не согласиться с мнением Новиковой о том, что у мальчиков должен быть свой репертуар. Это придает им большую значимость, повышает самооценку и положительно сказывается на климате в коллективе.
В моей практике я использую дополнительные методы, способствующие наилучшему восприятию движений танца и главными задачами в этом направлении я считаю:
- важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах;
- воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.
- содержание занятий по хореографии является изучение детских, легких народных, массовых и бальных танцев, занятия ритмическим упражнениями и гимнастикой.
Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
Занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, "косолапость", лишний вес и т. д. У них улучшается координация движений.
На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Выделено 2 проблемы, связанные с заявленной темой: необходимость, во-первых, увеличивать количество мальчиков в хореографическом коллективе и, во-вторых, сохранять контингент.
Мы видим решение этих проблем в следующем. Для привлечения мальчиков в танцы нужно, конечно, начать с мотивации родителей, а потом уж и самих ребят. Необходимо убедить родителей, что хореография важна для воспитания настоящего мужчины не меньше, чем бокс или шахматы.
Важно донести до родителей, что танцы – это другая форма спорта, и спорта нелегкого: держать осанку, не опускать локти, чувствовать партнершу и слышать музыку – задача не простая. Но именно танцы дотачивают спорт до красоты и галантности, воспитывают из мальчика будущего внимательного кавалера.
Необходимо найти методы, наиболее эффективные и интересные именно для мальчиков (динамичность, соперничество, дисциплина, преодоление трудностей).
Сейчас у меня 3 группы мальчиков (всего 30 человек разного возраста). В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для мальчиков становится выигрыш или успех. Я считаю, что именно в таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. Именно у мальчиков необыкновенно силен соревновательный дух, выполнение сложных (на выносливость и силовых) упражнений не просто по очереди, а кто быстрее, больше раз или лучше. Для мужчин нормально соперничать. Это побуждает к развитию, улучшению навыков, мастерства.
Еще одним важным моментом для мальчиков является дисциплина, так как для большей результативности нужен "мужской" подход к дисциплине, где-то более строгий и в тоже время обязательна похвала за труд и хорошее поведение.
Также у мальчиков должна быть совершенно другая динамика урока. Мальчишки более непоседливы и менее сосредоточены, поэтому урок для них строится совсем в другом ритме, они должны быть всегда максимально в движении, иначе начнут скучать и, как следствие, пытаться занять себя чем-то другим.
Таким образом, танец – перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их не только к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.