Мария Кузьмина
Малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Все знают, что хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Но у многих детей этот процесс задерживается. Весь дошкольный возраст- это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения). Малые фольклорные жанры одни из них. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста. В защиту детского фолькора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. В. П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных песен в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.
Публикация «Малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как отмечает М. Ю. Новицкая, «Детский фольклор- это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека». Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры- забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторяя его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается вооброжение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому,что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имели вполне определённую цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»- нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения-приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки-ходунюшки
А в ручки-хватунюшки,
А в роток-говорок,
А в головку-разумок».
Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Игры(«Ладушки,ладушки…», «идёт коза рогатая»); поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого:
Поехали,поехали
С орехами,с орехами!
Поскакали. поскакали
С калачами,с калачами!
Вприпрыжку,прискоку
По кочкам, по кочкам-
В ямку - бух!
Детям в первые годы жизни пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Их затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овёс, куют в кузнице, пасут скотину и т. д.
Собака на кухне пироги печёт,
Кот в углу сухари толчёт.
Кошка в окошке платье шьёт.
Курочка в сапожках избушку метёт.
Заклички и приговорки - генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички- это песенки, обращённые к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к мышке, чтобы дала новый зуб, вместо выпавшего, к улитке, чтобы, выставила рожки.
Частью игры были и считалки. Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались просто игрой. Играя в скороговорки, дети одновременно развивают органы артикуляции.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызывает радостные эмоции детей. Исользование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы\\ могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Прилагается следующий материал:
1. Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики.
2. Пестушки и потешки для развития мелкой моторики рук.
3. Потешки, заклички,приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения свистящих звуков.
4. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения шипящих звуков.
5. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
6. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения сонорных звуков.
7. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации сонорных звуков.
Список литературы:
1. Журнал «Логопед» статья «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». Гуськова А. А.
2. Журнал «Мама» статья «Фольклорная педагогика. Пестушки и потешки для малышей». Л. Павлова.
3. Реферат на тему «Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения».