МААМ-картинки

Малыши в мире природы (9 фото)

Татьяна Жабина
Малыши в мире природы

Малыши в мире природы

рирода — источник неиссякаемого духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери. Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно — речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

Публикация «Малыши в мире природы» размещена в разделах

Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и не живой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка — жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

Процесс формирования и развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.

Фото №1 рирода источник неиссякаемого духовного обогащения детей

Экологическое воспитание — очень важное направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начало экологической культуры — осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение в этот период жизни. Известно, что именнo в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его становление, его отношения к окружающему миру, а это предполагает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.

Ранний возраст — важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает моральные нормы, возрастает его активность в разных видах деятельности — игровой, трудовой и т.  д. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес, ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети знакомятся с новыми предметами, они стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства или различия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая у детей интерес, мы ведём их от знакомства с природой к её пониманию. С этой целью обогащаем их представление о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а так же освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Очень важным в воспитании экологической культуры является включение малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых, естественных взаимоотношений детей с миром живой природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, появлению переживаний. Но для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, сопереживать, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег и светит солнышко, когда зеленеет трава и распускаются цветы, учить слышать пение птиц, звон капели, шум дождя и ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познать окружающее, повышают интеллект и культуру.

Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор: «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.

В раннем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях, о живых обитателях в экологической комнате ДОУ — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение, как дидактическая задача здесь стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Очень эффективным методом при формировании экологической культуры является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе. («Наблюдение за птичкой», «Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой», «Наблюдение за деревом» и т.  д.).

Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов формирования экологической культуры у детей в данном возрасте выступает игровой метод.

Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения. В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения. Особое место занимают дидактические игры. С их помощью возможно формирование у дошкольников не только системы основных экологических понятий, но и воспитание осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. В своей деятельности я широко использую разнообразные дидактические игры экологического содержания, в том числе и авторские наработки.

В своей группе я на первый план ставлю нравственные и познавательные цели. Через игру, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, я стараюсь вызвать интерес к познанию окружающего мира, к природе. Знакомлю детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использую дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Кто кричит?», «К нам пришел гость» и т.  д., которые можно проводить неоднократно, меняя персонажей. Используем также игры-сюрпризы: «Кто-то постучал?», «Ты кто?», игры-забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка» и др. С радостью дети принимают и театрализованные игры. Во время дидактических игр я предлагаю детям ответить на вопросы, такие как: «Что ест лошадка?», «А что коровка?» и т.  д. Дети с радостью отвечают и угощают гостью морковкой. И если даже дети сразу и не запомнят, что любит кушать лошадка, главное обратить внимание детей, что после нашего угощения, она стала веселая, сильная и с благодарностью покатала детей, а козочка — поиграла, попрыгала вместе с ними, а петушок спел им звонкую песенку. В играх дети проявляют заботу о животных. В игре «Где живет собачка?» - дети из кубиков строят для нее домик, т.  е. Будку. На участке часто кормим птиц, дети это делают с удовольствием. Таким образом, все, что связано с живыми объектами, дает положительный результат. Кроме того, приучаю детей совершать очень нужную для природы работу. Например, предлагаю детям сгребать снег лопатками к кустам, чтобы они не замерзли и не погибли. А весной мы напоминаем им, как укрывали от мороза эти кустики снегом и теперь они такие красивые, зеленые, благодарно машут нам своими листочками. Очень важно воспитывать у ребенка чувство ответственности, показывать его значение для окружающего мира. На родительских собраниях в группе больше говорю на темы нравственности, доброты, отношения детей к окружающему. Советую родителям по пути в детский сад, в выходные на прогулках обращать внимание ребенка на все, что его окружает: на погоду, растения, природные явления, на животных, птиц и т.  д. Предлагаю задавать вопросы: «Какой снег?», «Какого цвета собачка?», «Чем зимой укрывают деревья?», «Почему капают сосульки?» и т.  д. Советую уделять детям больше времени и внимания.

Заключение

Самое главное в формировании экологической культуры и экологическом воспитании в целом — личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, коллег и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников, подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Литература

1. С. Н. Николаева «Юный эколог»., Мозаика-Синтез 2010.

2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»., Мозаика-Синтез, Москва, 2014.

3. М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова «Малыш в мире природы»., Москва, просвещение, КРОХА.

4. С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами»., Мозаика-Синтез, Москва, 2014.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой Их привлекают зеленые луга и леса яркие цветы бабочки порхающие над ними жуки птицы звери Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему любознательность побуждает их к игре художественно речевой деятельности Впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека ко всему живому Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка жизнерадостность эмоциональность чуткое внимательное отношение к животным и растениям Малыш полюбивший природу не будет бездумно разорять птичьи гнезда и муравейники обижать животных Процесс формирования и развития
Публикации по теме:

«Малыши на елке» (фотоотчет)«Малыши на елке» (фотоотчет) В МДОУ Д/С ОРВ №3 «Аленушка», во 2 группе раннего возраста- «Колобок», 27 декабря в 9-15, состоялся новогодний утренник для детей. Самый.

«Музыка природы». Интегрированное музыкальное занятие в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы»«Музыка природы». Интегрированное музыкальное занятие в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы» «Музыка природы» Интегрированное музыкальное занятие №1 в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание:.

Фотоотчет «Малыши, малыши вновь ко мне в группу пришли» (вторая группа раннего возраста)Фотоотчет «Малыши, малыши вновь ко мне в группу пришли» (вторая группа раннего возраста) Фото отчет "Малыши, малыши, вновь ко мне в группу пришли" вторая группа раннего возраста. Вот и наступил тот день, когда пришли ко мне.

Фотоотчёт «Наши малыши»Фотоотчёт «Наши малыши» Фотоотчёт "Наши малыши" Воспитатель С. В. Медведева Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом.

Консультация: «Новый год и малыши» Новый год – это удивительное время, когда сбываются желания и случаются чудеса! Взрослые не хотят жить без праздника, а уж малыш тем более.

Малыши в гостях у осени.Малыши в гостях у осени. Сценарий развлечения с детьми раннего возраста. Здравствуйте,ребята! Посмотрите, как красиво украшен наш зал, и листочки вокруг красивые.

Наши малышиНаши малыши Вот уже, как два месяца в нашей группе появились малыши, очень забавные, интересные, каждый со своим характером. Детки очень любопытные,.

Развлечение «Малыши поздравляют мам!» МАЛЫШИ ПОЗДРАВЛЯЮТ МАМ (мл. группа) Дети выстраиваются в центре зала. Ведущая - Посмотрите за окошко, - стало там теплей немножко. Главный.

Конспект занятия «В мире природы» В мире природы Основные задачи: - сформировать интерес к живой природе; - развить наблюдательность, внимание; - познакомить детей с лягушкой;.

Видео природы и звуки природы для различной деятельности с детьмиВидео природы и звуки природы для различной деятельности с детьми Давно научно доказано, что звуки природы являются самыми целительными и гармоничными, соответствующие своими ритмами ритму человеческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малыши в мире природы
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 18:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД