Татьяна Жабина
Малыши в мире природы
▼ Скачать + Заказать документы
рирода — источник неиссякаемого духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери. Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно — речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека ко всему живому.
Публикация «Малыши в мире природы» размещена в разделах
Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и не живой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка — жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
Процесс формирования и развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Экологическое воспитание — очень важное направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начало экологической культуры — осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение в этот период жизни. Известно, что именнo в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его становление, его отношения к окружающему миру, а это предполагает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Ранний возраст — важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает моральные нормы, возрастает его активность в разных видах деятельности — игровой, трудовой и т. д. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес, ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети знакомятся с новыми предметами, они стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства или различия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая у детей интерес, мы ведём их от знакомства с природой к её пониманию. С этой целью обогащаем их представление о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а так же освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Очень важным в воспитании экологической культуры является включение малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых, естественных взаимоотношений детей с миром живой природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, появлению переживаний. Но для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, сопереживать, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег и светит солнышко, когда зеленеет трава и распускаются цветы, учить слышать пение птиц, звон капели, шум дождя и ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познать окружающее, повышают интеллект и культуру.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор: «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.
В раннем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях, о живых обитателях в экологической комнате ДОУ — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение, как дидактическая задача здесь стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Очень эффективным методом при формировании экологической культуры является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе. («Наблюдение за птичкой», «Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой», «Наблюдение за деревом» и т. д.).
Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов формирования экологической культуры у детей в данном возрасте выступает игровой метод.
Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала. Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения. В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения. Особое место занимают дидактические игры. С их помощью возможно формирование у дошкольников не только системы основных экологических понятий, но и воспитание осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. В своей деятельности я широко использую разнообразные дидактические игры экологического содержания, в том числе и авторские наработки.
В своей группе я на первый план ставлю нравственные и познавательные цели. Через игру, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, я стараюсь вызвать интерес к познанию окружающего мира, к природе. Знакомлю детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использую дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Кто кричит?», «К нам пришел гость» и т. д., которые можно проводить неоднократно, меняя персонажей. Используем также игры-сюрпризы: «Кто-то постучал?», «Ты кто?», игры-забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка» и др. С радостью дети принимают и театрализованные игры. Во время дидактических игр я предлагаю детям ответить на вопросы, такие как: «Что ест лошадка?», «А что коровка?» и т. д. Дети с радостью отвечают и угощают гостью морковкой. И если даже дети сразу и не запомнят, что любит кушать лошадка, главное обратить внимание детей, что после нашего угощения, она стала веселая, сильная и с благодарностью покатала детей, а козочка — поиграла, попрыгала вместе с ними, а петушок спел им звонкую песенку. В играх дети проявляют заботу о животных. В игре «Где живет собачка?» - дети из кубиков строят для нее домик, т. е. Будку. На участке часто кормим птиц, дети это делают с удовольствием. Таким образом, все, что связано с живыми объектами, дает положительный результат. Кроме того, приучаю детей совершать очень нужную для природы работу. Например, предлагаю детям сгребать снег лопатками к кустам, чтобы они не замерзли и не погибли. А весной мы напоминаем им, как укрывали от мороза эти кустики снегом и теперь они такие красивые, зеленые, благодарно машут нам своими листочками. Очень важно воспитывать у ребенка чувство ответственности, показывать его значение для окружающего мира. На родительских собраниях в группе больше говорю на темы нравственности, доброты, отношения детей к окружающему. Советую родителям по пути в детский сад, в выходные на прогулках обращать внимание ребенка на все, что его окружает: на погоду, растения, природные явления, на животных, птиц и т. д. Предлагаю задавать вопросы: «Какой снег?», «Какого цвета собачка?», «Чем зимой укрывают деревья?», «Почему капают сосульки?» и т. д. Советую уделять детям больше времени и внимания.
Заключение
Самое главное в формировании экологической культуры и экологическом воспитании в целом — личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, коллег и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников, подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог»., Мозаика-Синтез 2010.
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»., Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
3. М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова «Малыш в мире природы»., Москва, просвещение, КРОХА.
4. С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами»., Мозаика-Синтез, Москва, 2014.