Приложение МААМ

Мастер-класс «Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста»

Ольга Исаченко
Мастер-класс «Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ситуация успеха - стимул личностного развития ребенка

дошкольного возраста»

Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы, приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

1. Определить сущность таких понятий как: личность, личностно-ориентированный подход, успех.

Публикация «Мастер-класс „Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Ход выступления.

1. Приветствие – знакомство «Шарик знакомств». Ведущий начинает и говорит «Здравствуйте, меня зовут! Я хорошо умею (делать….». Бросает воздушный шарик участникам. Следующий, поймавший шарик, представляет себя.

«Мы сейчас познакомились и узнали сильные стороны друг друга, представили себя успешными».

2. Мини-лекция «Определение понятий: личность, личностно-ориентированный подход, успех»

3. Практическая часть. Представление техник и приемов положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. Рефлексия. Показать на пальцах число (в пределах 10, которое покажет оценку полезности предложенной информации.

Мини – лекция.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать конструктивное общение, во избежание конфликтов. Воспитание может ускорить или затормозить процесс развития личности. Что способствует этому - среда, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

Давайте определим для себя сущность таких понятий, как:

личность- это… индивид, обладающий сознанием и самосознанием; индивидом рождаются, личностью становятся.

личностно-ориентированный подход в образовательном процессе – это…создание условий для развития индивидуальности, личностных качеств ребенка, не путать с индивидуальным (учет возрастных особенностей, физических, психических).

успех – это…. радость, реализованная цель, стимул развития. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению. Ситуация успеха должна подкрепляться ежедневно.

Таким образом, работа педагогов должна быть направлена на создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.

Сензитивным периодом для развития личности ребенка, его эмоциональной и коммуникативной сферы является дошкольное детство. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

В итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлен портрет выпускника, включающий в себя следующие интегративные качества, которые приобретает ребенок:

- эмоционально отзывчивый

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Поэтому, решая проблему коррекции эмоционально-личностной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость создания педагогических условий для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

Ситуация успеха – одно из условий самореализации, признания окружающими уникальности личности ребенка.

Вед. Давайте попробуем дать определение, что такое успех.

«Успех – это радость»

«Успех – это реализованная цель»

«Успех – это лучший стимул деятельности»

«Успех – это показатель движения, развития»

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность:

пережить радость достижения

осознать свои способности

поверить в себя

Условия развития самости ребенка:

уважительное внимание

справедливая оценка

признание ценности его личности

Этапы создания ситуации успеха:

Атмосфера доброжелательности в группе

Снятие страха

Мотивация (зачем? для чего)

Скрытая инструкция предстоящей деятельности (ты же помнишь как это делать)

Краткое воздействие

Педагогическая поддержка

Оценка действий, деталей (вот эта часть у тебя лучше всего получилась)

Приемы формирования веры в успех:

Замечать любые улучшения, подчеркивать успех

Говорить о вкладе ребенка в групповую деятельность

Показывать сильные стороны ребенка

Признание трудности заданий

Устанавливать ограниченное время

Подчеркивать ценность ошибок

Выражать одобрение (поглаживания, объятия, аплодисменты, жесты, мимика, наклейки, медальки, сердечки и т. п.)

В работе с дошкольниками, имеющими проблемы эмоционально-личностной сферы, эффективны еженедельные групповые занятия с использованием игр и упражнений, направленных на развитие интегративных качеств у детей. С педагогами проводятся семинары, мастер-классы, консультации для повышения уровня профессиональной компетентности по взаимодействию с детьми. Для родителей организуются консультации, круглые столы, практикумы по эффективному взаимодействию между родителями и детьми.

Практическая часть мастер-класса.

Для диагностики эмоционально- личностного состояния ребенка в группе можно использовать:

Упражнение «Кляксография»- при помощи разноцветной кляксы можно предложить детям изобразить свое настроение. Педагог оценивает состояние ребенка по выбору цвета (черный – тревожность, зеленый – спокойствие и т. д.). «Если тебе или твоему соседу грустно, как можно улучшить настроение?»

Детям, которые испытывают робость при занятии рисованием, можно предложить это упражнение для преодоления неуспеха. В любом случае, даже у малыша получается интересный, необычный, «волшебный» рисунок, который можно дорисовать, превратить в настоящую картину.

Для развития коммуникативных качеств у детей можно использовать, следующие игры.

Игра «Комплименты».

Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников.

Правило - не повторяться. Дети, глядя друг на друга, поглаживают перышком и говорят соседу (или на выбор любому из группы) что-то хорошее, хвалят его, восхищаются им. Затем передают перышко следующему, он кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: признание значимости друг друга.

Первый ребенок подходит к любому из играющих и дарит ему свои аплодисменты. Затем они вместе подходят к следующему и так по кругу. Каждый ребенок получает в свой адрес аплодисменты.

Упражнение «Браво!».

Цель: осознание своей значимости.

Ребенок встает на воображаемый пъедестал, остальные дети ему аплодируют и кричат «Молодец!», «Браво!». Педагог спрашивает: «А ты хочешь узнать, за что тебе аплодировали?». Каждый ребенок говорит. «Приятно ли тебе было?». Другой вариант. Ребенок сам говорит, что он сегодня сделал хорошего, доброго, полезного для группы. Дети поддерживают его аплодисментами и говорят: «Ты молодец!», «Браво!».

Игра «Ладошки».

Цель: сплочение детей группы, развитие зрительного внимания, волевой регуляции.

Звучит музыка, дети танцуют, свободно двигаются. Музыка останавливается, и педагог показывает «ладошку» определенного цвета. Дети выполняют движение, которое задумано для этой «ладошки». Например, красная ладошка – все дружно кричат «Мы всё можем!» или «Мы молодцы!», «У нас всё получится!». Желтая ладошка – обнять соседа. Синяя ладошка – бурные аплодисменты.

Игра «Ласковый стул».

Цель: создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Ребенка садят на стул и завязывают глаза. Первый ребенок подходит к нему, прикасается, поглаживает ласково, за ним второй, третий. Сидящего затем спрашивают, чьё прикосновение было для него более приятным.

Упражнение "Волшебные конфеты"

Цель: развитие чувства эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Тренинг. Умение строить «Я – высказывание» в различных ситуациях общения взрослых и детей.

О «Я-высказываниях» много написано в психологической литературе, посвященной налаживанию общения. «Я-высказывания — это костыли для тех, кто не умеет общаться по-человечески». Простейшая техника, следование которой позволяет избегать конфликтов. Научиться пользоваться Я-высказываниями будет совсем не вредно.

Ты-высказывание вызывает желание защититься и даже напасть в ответ и обычно вызывает реакцию в духе «на себя посмотри» или «сам дурак», эмоции накаляются, конфликт усиливается, взаимные обиды и недовольство накапливается.

Я-высказывание позволяет выразить свои чувства в необидной для другого человека форме и потому скорее будет услышано. Оно не вызывает желания возразить. Когда вы просто сообщаете о своих чувствах, вы ничего не требуете от другого и оставляете ему свободу решать, что ему делать. Это скорее вызовет желание посочувствовать и изменить свое поведение, чем «наезд» и упреки.

«Я-высказывание» нужно строить по такой форме:

1. Точное название своего чувства в этой ситуации.

• Я чувствую (обиду, раздражение, злость, разочарование, недоумение, беспокойство, беспомощность…

• Я не знаю, как реагировать…

• У меня возникает проблема…

2. Описание ситуации, вызвавшей напряжение

• Когда я вижу, что…

• Когда это происходит…

3. Название причин - Потому что

Получается такое предложение:

Я чувствую (назвать чувство, когда (назвать проступок).

Мне хотелось, чтобы ты.

Или

Я чувствую (назвать чувство, потому что (назвать проступок). Мне кажется, это потому, что.

Конечно, Я-высказывания не являются панацеей от всех коммуникативных проблем, но это некий минимум, который будет полезен как в детско-родительских отношениях, так и в отношениях между взрослыми людьми.

В заключении, проводится рефлексия.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс: Использование лего-технологии для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ Мастер – класс участника второго Образовательного муниципального форума работников образования «Новые образовательные результаты – основа.

Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка».Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка». В марте 2017 года в Березовском районе в БСОШ№1 прошли "Миксоновские чтения", где я поделилась с коллегами наработанным педагогическим материалом,.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Мастер-класс «Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи, образности речи. Чтение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Воспитание у ребенка дошкольного возраста любви к маме. Мастер-класс по изготовлению вазочки для мамы (фотоотчет)Воспитание у ребенка дошкольного возраста любви к маме. Мастер-класс по изготовлению вазочки для мамы (фотоотчет) Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Казалось бы, ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 09:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Исаченко (УИ 330071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД