Марина Головина
Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
(с использованием квест-техноло
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Публикация «Мастер-класс „Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В. А. Сухомлинский.
Педагог-мастер : Головина М. В., воспитатель I кат-ии
МБДОУ ДС№16 «Искорка»
Категория участников: Педагоги ДОУ города и района
Дата и время проведения: 24.03.2017 г., 9.30 час.
Место проведения: МБДОУ ДС№17 «Сказка»
Форма проведения мастер-класса : Квест-игра
ЦЕЛЬ: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию и практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии, повысить уровень профессионализма педагогов ДОУ в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста (по образовательным областям ФГОС ДО)
Задачи:
• познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений средствами квест-технологии;
• содействовать ознакомлению педагогов с новой формой организации взаимодействия с детьми и их родителями в процессе организованной квест-игры;
•передавать опыт путем прямого и комментированного показа, методов, приемов и форм педагогической деятельности в образовательных областях;
• осуществить поиск педагогических идей по организации этого;
• проанализировать эффективность работы;
• развивать творческий потенциал педагогов ДОУ;
• вовлечь педагогов в организацию “квест-игры” с детьми и взрослыми;
• углубить знания педагогов о квест-играх, алгоритме создания многофункционального и многоуровневого пособия и его назначением в разных образовательных областях;
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса
между собой.
Материалы и оборудование:
-мультимедийная презентация;
-стикеры - геометрические фигуры разных цветов;
-свиток новшеств «ФГОС ДО»;
-очки, креативные;
-клубок шерстяных ниток;
-разрезные геометрические фигуры( 9 кругов);
-макет лэпбука;
-дидактические игры для лэпбука;
- два разноса;
-аудиозаписи для музыкальных пауз;
-анкеты для участников мастер-класса;
-буклет об опыте работы;
-цветные карандаши.
План мастер-класса :
1. Приветствие и презентация инновационного педагогического опыта
педагога-мастера по теме мастер-класса.
2. Квест-игра «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
3. Рефлексия
4. Анкетирование участников мастер-класса.
Ход мастер-класса :
1. Приветствие и презентация педагога-мастера.
-Здравствуйте те, кто сегодня с улыбкой проснулся!
-Здравствуйте те, кто к работе с радостью прикоснулся!
-Здравствуйте те, кто способен всех любить!
-Здравствуйте те, кто способен с интересом творить!
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
«Вхождение в тему»-мультимедийная презентация-
(демонстрация с комментариями педагога-мастера)
Педагог-мастер : Сегодня я приветствую вас на моем мастер-классе и приглашаю принять участие в квест-игре «Математика вокруг нас».
При нашем дальнейшем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Пусть эти слова и нам станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о новых современных формах развития элементарных математических представлений у детей. Эти формы можно применять при организации всех видов деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
В игре мы с вами будем совершенствовать навыки взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.
Перед вами на разносах – стикеры, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные) :
• Знакомы ли вы с игровым оборудованием, направленным на развитие элементарных математических представлений?
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
• Знаете ли вы задачи, которые нам необходимо решить с помощью современных педтехнологий и средств развивающей среды?
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
• Желаете ли вы повысить свои теоретические знания использования пособий, направленных на всестороннее развитие и, конкретно, развитие элементарных математических представлений у дошкольников?
• Желаете ли вы получить навыки использования инновационных технологий и пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?
Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Вот мне и хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
2. Основная часть.
Педагог-мастер : Задача педагога насытить познавательную, интеллектуальную деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т. п. Решению этих задач способствует использование дидактических игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
В настоящее время происходят перемены, мы находимся на переходном
этапе, когда ФГОС ДО вступили в силу, а ДОО в поиске примерных
программ. В ДОО необходимо создать условия, которые будут отвечать
требованиям ФГОС ДО. Возникает проблемная ситуация: ДОО – «из 19
века», педагоги - «из 20», а дети – «из 21-22 веков».Но нам, педагогам, необходимо находить пути решения этой проблемной ситуации.
Сегодня я вам покажу, как можно использовать квест-технологию, квест-игру в работе с детьми, родителями и педагогами.
Цель и задачи мастер-класса вы видите на экране.
Обратите внимание на содержание-комментарии моей презентации
(Демонстрация презентации «Квест-технология в практике педагога ДОУ»)
Педагог-мастер : Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей дошкольной аудитории. Дословно с английского языка – это «поиск». Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» - это поиск, разыскиваемый предмет.
В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на
улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально
оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определённое время. Есть даже
международная сеть квестов, объединяющая любителей разных игр, например, «Форт Боярд».
В России «живые» квесты стали популярными в 2010г.
В настоящее время квесты стали популярны в среде дошкольников.
Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям
полностью погрузиться в её содержание.
Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно,
последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными:
исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. В игре задействованы одновременно и интеллект участников, их эмоциональные, творческие и физические способности.
Сегодня я предлагаю Вам поучаствовать в квесте и отправиться на
поиски путей решения проблемы насыщения развивающей предметно-пространственной среды для активного, самостоятельного, инициативного и любознательного ребёнка.
Наградой для всех участников игры станет получение знаний, которые
педагоги могут применить на практике.
Наше с вами путешествие в мир познания, в мир математики, которая пронизывает весь мир вокруг нас. А в помощь возьмем чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.
Педагог-мастер одевает очки, берёт в руки клубочек и открывает свиток.
И мы начнем со сказочной истории
«Сказки про ФГОС».
Прочитаю я вам сказку дивную –
Не очень короткую,
Не очень длинную,
А такую как от меня до вас!
Коллеги, мне помогайте –
Сказку разыграйте.
Есть у сказки подсказки.
А будет сказка о ФГОС.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго
работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками
природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем
расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и
увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен
(звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО.
Стандарт написан, всем на диво.
Всё в нём гладко и красиво.
Но как его осуществить?
Забыли толком объяснить.
От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:
-Иди туда, не зная куда, и сделай так не зная как.
Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами
пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает:
- Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Дерзай, новое в работу с детьми внедряй!
Педагог-мастер :
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
Педагоги не унывают,
Новые идеи в детском саду внедряют.
Вот так Педагоги живут-поживают,
Нигде горя не знают, рабочие программы составляют.
И отправились они посмотреть, что же их ожидает…
Педагог-мастер :
Предлагаю вам, коллеги, определиться и решить, кто со мною дальше будет решать проблему-новшество-насыщение развивающей предметной среды инновационными пособиями и играми.
Будем следовать нашему волшебному свитку, который составил нам ФГОС. Чтобы одной мне не заблудиться, мне нужна дружная команда.
ПРИЁМ «Разрезнные фигуры» : приглашаются 9 участников
(по количеству конвертов – заданий в лэпбуке).
Педагог-мастер : Я прошу у вас активного участия, заинтересованной поддержки и помощи в реализации новшеств.
Для проведения квест-игры необходима большая подготовительная работа со стороны педагога и необходимо подготовить интересные пособия и атрибуты. Я хочу вам представить многофункциональное пособие, с которым можно организовать различные виды деятельности детей и взрослых, обогатить предметно-развивающую среду группы.
ИГРА «Да-нет»
Педагог-мастер : Сейчас я хочу вам предложить вспомнить, что все мы родом из детства и немножечко поиграть. Здесь у меня скрыт некий предмет (закрытый лэпбук тканью)
Я предлагаю вам с помощью игры ДА-НЕТ угадать, что здесь. Напомню вам правила игры: вы можете задавать мне различные вопросы, на которые я буду отвечать: да, нет или несущественно.
Участники задают вопросы мастеру.
Педагог-мастер : Я вынуждена вам немножко
подсказать (загадка о книге)
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
Участники предлагают свои отгадки
Педагог-мастер :
Правильно, но у нас с вами не просто книга, а настоящая чудо-
книга. А для того, чтобы отправиться в путешествие пообразовательным областям нам необходима многоуровневая, интерактивная, наколенная книга и называется она ЛЭПБУК. И называется он «Математика вокруг нас». Но у нас только шаблон-макет для такой чудо-книги, для лэпбука.
Что же она из себя представляет?
Демонстрация слайдов презентации о лэпбуках.
Педагог-мастер : Была поставлена проблема – найти и обогатить развивающую среду интересными интерактивными пособиями.
Вам, уважаемые коллеги, задание: имея шаблон лэпбука, давайте вместе его наполним развивающими, дидактическими, интересными играми. Рассмотрите разделы лэпбука, заготовленного родителями детей моей группы и выберете соответствующие материалы, выложенные на разносе.
Участники подходят к столу с лэпбуком и разносом с заготовками материалов для него и обсуждают свой выбор, демонстрируя материал.
Музыкальная разминка с аудиторией.
Педагог-мастер : Пока наши увлеченные участники превращают обложку чудо-книги в наполненный познавательно-художественный шедевр. Я предлагаю вам не скучать, не вставая со стульев, потанцевать, чтоб наших милых дам не смущать ( танец с аудиторией сидя на стуле: движения головы, плеч, рук, ног под ритмичную музыку). Восстановим дыхание и создадим общий ритм. Молодцы!
Педагог-мастер : Коллеги, помещая материал в соответствующие разделы лэпбука, назовите, пожалуйста образовательную область, в которой ребенок реализует свой интерес, играя с этим конкретным материалом
Участники помещают их в соответствующие разделы, карманы, конверты
лэпбука, называют задачи образовательной области.
Педагог-мастер : Вот мы с вами прошли весь маршрут по всем образовательным областям, который указан в свитке ФГОС, используя всего лишь одно интерактивное пособие : чудо-книгу -
Лэпбук «Математика вокруг нас».
Итак, я хочу повторить слова, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
3. Рефлексия.
Обращение к участникам команды:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание, решили в игре проблему насыщения развивающей среды группы по ФГОС – создали интерактивное, многофункциональное, многоуровневое пособие- чудо-книгу ЛЭПБУК «Математика вокруг нас»
Обращение к аудитории:
С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
• Был ли полезен для Вас мастер-класси материалы, представленные мною?
• Узнали ли Вы что-то новое?
• Приобрели ли новые навыки?
• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?
4. Анкетирование.
Педагог-мастер : Заполните, пожалуйста, анкеты, предложенные вам в начале нашей встречи.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги.
Предлагаю: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания педагогами.
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый
педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.
Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,
Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и
добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро
намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.
Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
Спасибо за внимание!