Папки-передвижки

Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Евгения Копытова
Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

.«Дети с угнетенными чувствами - это, как правило,

дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

Там, где нет свободного проявления чувств,

немыслим коллективный духовный порыв,

коллективное переживание идеи»

В. А. Сухомлинский

Новый виток технологизации общества требует от человека нового уровня мышления, а разнообразие школьных программ - высокого уровня интеллекта, высокого уровня мотивации к учебной деятельности, высокой степени развития логического мышления. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации, что заставляет их постоянно искать возможности ее удовлетворения.

Публикация «Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

3 слд. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели, которые требуют новых образовательных технологий.

Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:

обдумывать

самостоятельно добывать знания

мыслить

принимать решения

предъявлять продукт

4 слд. Одним из эффективных методов достижения целевых ориентиров в дошкольном образовании, установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности. Именно специально организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников преподносится как деятельность, эффективно решающая основные педагогические задачи развития интеллектуально- творческой личности ребенка.

5 слд. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Но важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Одной из составляющих готовности воспитанника к школе является интеллектуальная готовность к обучению в первом классе.

6 слд. Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно : дети мыслят блоками, модулями, квантами, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дети часто задают вопросы, о том, что окружает их в жизни.

В нашей группе создана копилка детских вопросов, в которых отражаются четыре группы проблем, условно выделенных в дошкольной педагогике : семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. (часть их вы видите на экране)

Почему у деревьев есть листья? Почему листья желтеют и падают?

Почему кошки мяукают? Для чего кошке усы?

Куда солнце прячется ночью?

Чем питается дождевой червяк? Где у него голова?

Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Что такое тень?

Как пчелы делают мед?

Что тикает в часах?

Почему ветер дует?

Отчего небо днём голубое, а ночью – чёрное?

Почему солнце не падает?

Как же зарождается идея проекта?

Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет детям в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. При внимательном отношении к потребностям детей, изучении их интересов без труда определяется интересующая детей проблема (вопрос).

7 слд Проектная технология, как средство интеллектуального развития дошкольников прочно вошла в практику нашей группы. Она интересна всем участникам образовательного процесса, поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

8 слд. Тем самым основной целью использования технологии проектирования в нашей работе стало становление интеллектуально-социальной компетентности детей в процессе всех видов детской деятельности, а также сотрудничество с семьёй по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

В процессе реализации проектов решаются следующие задачи:

1. Организация предметно-развивающей среды.

2. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развитие умений использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организация работы с родителями по развитию совместной исследовательской деятельности дошкольников.

9 слд. В течение года со старшими дошкольниками реализуются различные типы проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-,долгосрочные,по содержанию (исследовательские, информационные, практико-ориентированные и творческие);по количеству участников (индивидуальные, групповые, межгрупповые, совместные с родителями. (таблица)

10 слд. В нашей группе традиционными стали презентации детско-родительских исследований в рамках тематических недельных проектов :

Типы проектов Темы Авторы

Информационный Проект «Для чего нужна армия?» семья Лебедевой Сайдель

Информационно-исследовательские Проект «Откуда берётся дождь»

Семья Николаевой Арианны

Проект «Как попасть в космос?» Семья Тетеревых

Проект «Богатство хозяйки Медной горы» семья Касаткина

Исследовательские Проект «Какой дом прочнее?» семья Саляховых

Проект «Условия жизни на земле» или «Как вырастить растение?» семья Северюхиных

Творческие Проект «Какие глиняные игрушки были на Руси?» семья Зориных

12 слд. В подготовительной группе, благодаря накопленному социальному опыту дети уже способны включаться и поддерживать долгосрочные исследования, тематика которых определяется более широкими интересами, которые отражают научные явления. В процессе наблюдений и работы с календарем природы, дошкольники стали задавать вопросы: Что такое погода? Как люди узнают прогноз погоды на следующий день?

Так возник новый групповой долгосрочный проект «Юные метеорологи».

Проект «Юные метеорологи»

Вид проекта : информационно – исследовательский, практико - ориентированный

По характеру содержания: включает ребенка и природу.

По продолжительности: долгосрочный – 1 год.

Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о способах изучения и прогнозирования погоды и погодных явлений.

Задачи:

1. - познакомить с профессией метеоролога.

2. - формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

3. - познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, снегомером;

4. - формировать представления о четырех частях света;

5. – организовать площадку метеостанции на территории детского сада и работу на ней для систематических наблюдений за погодой.

13 слд. Сначала мы с детьми обсудили план предстоящих действий. О чем хотим узнать? Как будем действовать? Результаты обсуждения мы записали в таблицу (модель трех вопросов)

Что мы знаем о погоде?

Погода бывает разной.

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно

Про погоду говорят по телевизору.

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице.

Летом теплее, чем зимой.

Ветер дует.

Ветер бывает холодный и теплый.

Ветер гонит облака.

Что хотим узнать о погоде?

Что такое погода?

Что такое прогноз погоды?

Кто составляет прогноз погоды?

Как действует термометр?

Есть ли у ветра имена?

Почему дует ветер?

Какие бывают ветра?

Откуда берутся облака?

Почему бывает тепло или холодно?

Как узнать?

Спросить у воспитателя

Можно найти приборы и

попробовать самим определить погоду.

Посмотреть телевизор

Спросить у родителей

Прочитать в книге

Первый этап. Сбор банка данных.

С детьми (наблюдения, беседы).

Второй этап. Разработка проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.

Составление плана реализации проекта.

Взаимодействие с семьей.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Юные метеорологи».

Участие родителей в праздниках и мероприятиях ДОУ.

Проведение консультативных бесед, родительских собраний.

Информация в родительских уголках.

Совместная работа родителей и детей по созданию метеоплощадки на территории детского сада.

Оформление лэпбука «Домашняя метеостанция»

Третий этап. Работа над реализацией проекта.

Взаимодействие ДОУ с детской библиотекой.

Взаимодействие ДОУ с метеостанцией города Можги.

Четвертый этап. Подведение итогов реализации проекта.

Презентация проекта в рамках работы ГМО.

Представление и размещение итогов реализации проектов на сайте детского сада.

Опубликование проекта в периодических изданиях.

14 слд. В ходе работы над реализацией проекта совместными усилиями родителей и педагогов ДОУ на территории детского сада была организована детская мини-метеостанция.

На высоком шесте прикреплен металлический флюгер-самолет, который показывает направление ветра. Для определения силы ветра закреплены несколько вертушек из разного материала. Также для детей имеется термометр для измерения температуры. Воспитанники узнают температуру воздуха, определяют уровень осадков, направление и силу ветра. Установлены на площадке и солнечные часы, которые позволят детям учиться определять время по солнцу.

15 слд. Этой осенью нам удалось побывать уже на действующей метеорологической станции нашего города.

Сотрудница станции Неклюдова Людмила Карповна провела интересную и познавательную экскурсию, рассказала об особенностях работы на метеостанции.

Мы узнали, что метеорологическая станция - учреждение, которое проводит регулярные наблюдения за состоянием атмосферы.

Ребята побывали на метеорологической площадке, где установлено большинство приборов (психрометрическая будка с термометрами и гигрометрами, приборы для измерения скорости и направления ветра, осадкомер, почвенные термометры, флюгеры и др.).

Дети также познакомились с профессией метеоролога.

После проведения экскурсии детям стало еще интереснее проводить наблюдения за погодой на мини-станции детского сада, ведь им стало понятно для чего нужно знать погоду и каково её значение в жизни не только человека, но и животных и растений.

18 слд. В организации наблюдений определения погоды по народным приметам нам помогла Экологическая тропа, организованная на территории детского сада.

20 слд. Одной из форм организации совместной и самостоятельной познавательной деятельности детей стал ЛЭПБУК.

Оформленный лэпбук под названием «Домашняя метеостанция» в доступных формах помогает детям познакомиться с приборами-помощниками (термометром, барометром); с основными частями света, сформировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде) и др.

Теперь, наблюдая за погодой, дети определяют состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. У дошкольников значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Перспективы

• Продолжим наши наблюдения за сезонными наблюдениями погоды

• Организуем экологическую акцию «Сохраним чистоту воздуха».

• Создание фотоальбома «Погодные явления нашего края».

Интеллектуальный досуг «У природы нет плохой погоды»

• Познавательная игра – викторина для детей «Все о погоде»

• Создание метео - клумбы на территории детского сада.

• Выпуск газеты экологического содержания

«Земля в опасности», «Что такое озоновые дыры?», «Глобальное потепление : причины?»

21 слд. Таким образом, использование технологии проектирования в совместной образовательной деятельности помогает поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, наилучшим образом способствуя развитию интеллектуально-творческой личности ребенка.

Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения, созданных нами взрослыми.

Прикреплённые файлы:

seminar-kopytova_t5af2.ppt | 9875,5 Кб
 
Публикации по теме:

Бисероплетение как средство сенсорного развития рук детей старшего дошкольного возраста Бисероплетение - это способ создания художественных изображений из различных бусинок, фигур, нанизанных на леску или вышитые на полотне.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

«Шашечный турнир» — создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. развитие у детей пространственных представлений, образного и логического мышления; 2. закрепление умение выполнять игровые.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проектирования как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 00:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД