МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов детского сада «Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников»

Марина Фёдорова
Мастер-класс для педагогов детского сада «Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие артистических способностей детей и обогащение их духовной жизни – одна из основных задач в ДОУ.

В этой ситуации возрастает роль театра в жизни детей, как ведущего звена в организации эстетического, патриотического и культурного воспитания.

На сегодняшний день образовательная среда, созданная в нашем учреждении, способствует решению множества задач дошкольного образования. Существует большой методический и наглядный материал по познавательной деятельности, с которым профессионально работают наши педагоги.

Публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада „Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

В основе нее – раскрытие взаимосвязи театрального искусства и русского народного песенного творчества. Работа носит исследовательский характер. Поэтому в процессе деятельности у детей возрастает уровень знаний в области русского народного фольклора и театрализованной деятельности, а у педагога – профессиональная компетентность, инициатива, поиск количества решений и предложений.

Знания дошкольников являются отправной точкой к расширению знаний о русской культуре.

С помощью русского фольклора дети становятся активными участниками театрализованных представлений.

Для подтверждения идеи полезности работы в данном направлении была определена следующие цели:

1. Ознакомление дошкольников с театром на примерах русского народного песенного фольклора;

2. Разработка и апробация модели ознакомления дошкольников с театром на примерах русского народного песенного фольклора.

Задачи:

1. Организовать целенаправленную работу с дошкольниками по изучению русского песенного фольклора, русских традиций;

2. Формировать и накапливать багаж знаний детей о театрализованной деятельности;

3. Воспитывать любовь детей к народным традициям;

4. Развивать певческие навыки у старших дошкольников.

2. Разучивание народных песен, потешек, шуток, считалок, прибауток;

3. Ознакомление с народными играми, в том числе - народные игры с пением;

4. Использовать упражнения на развитие внимания, мышления, воображения, эмоций, пластики тела на материале народного творчества;

5. Игра на музыкальных инструментах;

6. Постановка совместных музыкальных сказок.

Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, русские былины, и другие). Возникали также легенды и песни, отражающие различные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические события и героев, такими, какими они остались а народной памяти.

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пляска, рассказывание и разыгрывание).

С изменением в социальной жизни общества в руссом фольклоре возникли новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности м городов вызвал к жизни: романсы, анекдоты, рабочий и студенческий фольклор.

Одним из самых древних русских жанров – хороводные песни. На Руси хороводы водили на протяжении почти всего года – на Коловорот (Новый год, Масленицу (проводы зимы и начало весны, зелёная неделя (хороводы девушек вокруг берёз, Ярило (священные костры, Осень (праздник урожая). Распространёнными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда сохранились во многих из них.

А мы просто сеяли, сеяли!

Ой, сеяли, сеяли!

Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские танцы. Мужские – олицетворяли силу, мужество, отвагу, женские – нежность, любовь, статность.

С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами (о борьбе с ордынцами, путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.). Народная память долго хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В 18 веке, в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения.

А. Н. Радищев сказал: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, боль душевную означающее… В них найдёшь образование буши нашего народа».

Особую роль в народной драме играли песни, исполнявшиеся героями в разные моменты, или звучавшие хором –как комментарии совершающихся событий. Они исполнялись фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены и состояние персонажа.

В современном обществе фольклорные традиции утрачены. Дети не слушают народную музыку. Утрачены традиции застолья дома они не слышат народных песен, не знают, не имеют представления о плясках. Они не знают, что такое частушка. Однажды дала задание выучить частушку дома и исполнить её для детей, задание выполнили единицы, и то те у кого есть бабушки, а родители частушек не знают.

Поэтому нам просто необходимо, уже начиная с дошкольного возраста знакомить ребят с русским фольклором, своими корнями, помочь понять культуру своего народа, развивать интерес к традициям истории. Одним из способов работы в этом направлении является постановка детских театральных спектаклей. Со своим опытом работы мы сейчас вас познакомим.

В нашей театральной студии «Сказка» мы работали над постановкой сказки «Снегурочка». «Снегурочка» народная сказка, но первоначальный сценарий включали в себя только текст, но мы при подготовке спектакля разучили народные песни и игры с пением.

Когда мы ставили спектакль «Жигулёвская сказка» по сказке нашей Жигулёвский поэтессы Минкиной «Колыбельная». Мы сами составили сценарий, для того, чтобы украсить наш спектакль пришлось искать музыку. Мы решили взять именно народную, жителей нашей местности, посетили библиотеку, спрашивали у родителей наших воспитанников, одна из бабушек рассказала нам об одной игре «Каравай», которую мы использовали в спектакле. Работники Дома культуры подсказали песню о Волге. Записав фонограмму. Спектакль стал более красочным, интересным. И у нас есть благодарность от поэта и сертификат.

Элементы фольклора мы использовали при постановке спектакля «Сказка о царе Салтане» три девицы под окном исполняют у нас хороводную песню «Позолоченная прялица». Благодаря песне начало спектакля оказалось юмористичным и задорным, показаны характер каждой героини.

В сказке «Каменный цветок» - это уральская сказка по сказаниям Бажова, мы хотели приблизить к народному творчеству и использовали народные песни и игры. Обороты речи, сложные для детей и незнакомы. Поэтому, чтобы прочувствовать эпоху мы слушали песни Уральского народного хора – «Зорька вечерняя гаснет», «Ой мороз, мороз» знакомили детей с историей края ремёслами, рассматривали и наряжались в костюмы. Это помогает детям понять, перевоплотиться и более творчески подойти к исполнению своей роли.

Очень интересной была работа над ролью Бабы яги в спектакле «Гуси-лебеди». Мы приняли неординарное решение, и роль Бабы Яги играл мальчик. Это была музыкальная сказка и все герои пели. Более низкий мальчишеский голос, хулиганские выходки помогли сделать образ Бабы Яги более правдоподобным, выразительным. Это русская народная сказка, поэтому мелодии мы старались использовать народные мелодии, а так как мы уже неоднократно использовали фольклорные формы, при работе над сказками, они стали понятны детям и легки для их восприятия и исполнения.

Порыв народов к национальному возрождению - потребность, вполне объяснимая с исторической точки зрения потому, что огромные массы людей были сорваны с якорей национальных традиций и обычаев насильственно – в ходе катаклизмов советского периода истории.

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая культура является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детского сада своими руками «Сад и огород». Мастер-классДидактическая игра для детского сада своими руками «Сад и огород». Мастер-класс Дидактическая игра «Сад и огород?» предназначена детям младшего возраста, для закрепления знаний о фруктах и овощах. Цель: закрепление.

Макет детского сада. Мастер-классМакет детского сада. Мастер-класс В нашем детском саду мы решили организовать краеведческую комнату, одним из экспонатов должен стать макет нашего детского сада. Для макета.

Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования» Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование. Подготовила: Нешина Ульяна Константиновна – воспитатель МАДОУ.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте» Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте" МБ ДОУ Детский сад №18 Рязанская область город Касимов.

Мастер класс «Муляж торта на юбилей детского сада «Ромашка»Мастер класс «Муляж торта на юбилей детского сада «Ромашка» А вот торт. Он для вас. Его делал мастер-класс. Он старался лишь для вас Вы попробуйте, друзья. Без него никак нельзя Если он понравиться.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи посредством театральной деятельности» Тема: «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи при взаимодействии ДОУ и семьи посредством театральной деятельности».

Мастер-класс «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада»Мастер-класс «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада» Вашему вниманию представляется мастер-класс по теме «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада». Музыкальное развитие ребёнка.

Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен В процессе реализации поставленных задач я, как педагог дополнительного образования, часто сталкиваюсь с проблемой выбора методов и форм.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

Снежинки для оформления участка детского сада зимой. Мастер-классСнежинки для оформления участка детского сада зимой. Мастер-класс Предлагаю вашему вниманию простой мастер класс по изготовлению снежинок из потолочной плитки и веточек разборной искусственной елки (можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов детского сада «Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 12 марта 2017 в 20:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада «Исполнение русских народных песен в театральной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Фёдорова (УИ 176762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД