Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Анастасия Каба
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий мастер-класса

Автор: Каба Анастасия Геннадьевна, воспитатель МДОБУ города Бузулука

«Детский сад № 6» Оренбургской области

Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников».

Цель: диссеминация элементов инновационного опыта работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Интеллектуальное развитие дошкольников“» размещена в разделах

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по выстраиванию процесса развития ребенка через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-образовательном процессе детского сада и семье.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Актуальность проблемы

интеллектуального развития дошкольников

Долгое время детство воспринималось как период подготовки ребенка к школе, сейчас мы понимаем самоценность этого периода самого по себе. Неоднократно повторяя высказывание Александра Григорьевича Асмолова: «Детство ради детства» (на экране портрет А. Г. Асмолова с цитатой, все глубже понимаешь ее значение.

Значимость интеллектуального развития детей дошкольного возраста подчеркивали в своих трудах известные ученые, педагоги-практики и психологи, актуальным оно остается и сейчас, в свете нового закона об образовании и государственных стандартов дошкольного образования. Однако теперь перед нами стоит задача отойти от «знаниевой парадигмы», не сводить детство к обучению, развитие – вот цель современного дошкольного образования!

Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру. Именно эти сквозные механизмы способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I этап. Вводное слово.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг…

А. С. Пушкин

Уважаемые коллеги! Работая с детьми не первый год, я отметила, что у детей плохо развито логическое мышление. Воспитанники проявляют слабый интерес к логико-математическим играм. Эта проблема натолкнула меня на мысль о поиске новых путей развития ребенка с участием родителей.

Используя современные механизмы внедрения логико-математических игр в образовательное пространство детского сада и семьи в конечном итоге мы получим ребенка, обладающего установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, вниманием, памятью, способного логически мыслить, рассуждать и аргументировать свои высказывания.

Целью моей работы стало активное внедрение логико-математических игр в воспитательно-образовательный процесс детского сада и семьи.

II этап. Программно-методическое обеспечение процесса интеллектуального развития дошкольников

Для решения поставленной цели на основе программы «Раз – ступенька, два – ступенька» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной мною была разработана программа «Логика» для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на два года обучения.

Общение, познавательно-исследовательская деятельность, игра – это те сквозные механизмы, которые позволят нам развивать интеллект ребенка, не сводя тот процесс к обучению.

III этап. Импровизированный мониторинг

Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.

Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением. Именно вас, я приглашаю пройти на сцену. Мне нужно 4 человека.

- Поздравляю, коллеги! Вы прошли отборочный тур и стали участниками викторины «Умнички». Присаживайтесь и одевайте конфедератки.

IV. Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).

Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

V. Трансляция методов интеллектуального развития дошкольников

1. Упражнение на развитие координации движения:

Дятел сел на толстый сук – тук да тук – удары ложками

Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,

Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,

Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему – скучно дятлу одному.

2. Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»

У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича): Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата.

С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом.

3. Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.

Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8).

4. Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

– Разучивание стихов – это один из самых распространенных способов развития памяти. Но не все знают, как процесс разучивания стихов облегчить и превратить в увлекательную игру. Посмотрите на экран, я зачитаю вам стихотворенье, постарайтесь его запомнить (на экране стих С. Я. Маршака). Попробуйте повторить его…Это даже у взрослых вызвало затруднение.

Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране).

Попробуйте рассказать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось!

- Подобные таблицы могут составлять сами дети, рисуя картинки или используя схематическое изображение предметов.

5. Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать» – говорил Дж. Родари.

Все дети любят отгадывать загадки, ну а особенно любят их придумывать. Сейчас мы с вами, коллеги, попробуем придумать загадки. Алгоритм деятельности следующий:

– выбор объекта;

– описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;

– исключение объектов, обладающих такими же признаками;

– редактирование загадки.

На столах лежат предметные картинки, выберите, ту, про которую вы будете составлять загадку (на экране опорные вопросы и выражения: Что? Какой или что делает? Но не).

6. Экспериментирование

С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.

VII. Итог

Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам часть той работы, которая проводится в нашем детском саду по развитию интеллектуальных способностей детей.

Благодарю за участие и внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Семинар-практикум «Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками» Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками. Повысить уровень знаний педагогов по формированию у детей элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 06:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Каба (УИ 290325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД