Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Геометрическая лего-мозаика в интеллектуальном развитии ребёнка»

Марина Блинова
Мастер-класс для педагогов «Геометрическая лего-мозаика в интеллектуальном развитии ребёнка»

Чтобы понять, что такое геометрическая лего- мозаика, необходимо её рассмотреть.

Перед вами на столах лежит лего-мозаика. Из чего она состоит? Это карточки с геометрическими фигурами, различными по цвету, по форме. Работая с данным материалом, у детей развивается воображение.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Геометрическая лего-мозаика в интеллектуальном развитии ребёнка“» размещена в разделах

Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий. Все задания желательно выполнять на плате. Платой может служить плотный картон, ограниченный определённым размером, например 20-29см.

Работая с материалом, дети закрепляют свои знания. Например: работая с «кругом» и с «треугольником» - дети должны знать и различать фигуры.

Во время работы дети могут вести себя шумно, их переполняют эмоции. Все задания ребёнок должен выполнять сам (не трогать ребёнка и его материал). Если он сделал не правильно – не помогаем, не делаем за него, а дать ему время, он справится сам.

Работая, с маленькими детьми раскладываем на тарелочки только тот материал, который будет необходим для выполнения заданий.

Старшим детям интересно работать со всем материалом.

Какие задачи ставятся в работе с данным материалом:

1. Классификация предметов по разным признакам: по цвету, по форме.

2. Закрепляются понятия: «много», «один», «столько», «сколько», «поровну», «одинаково».

3. Закрепляются понятия: «длиннее», «короче», «выше», «ниже»; равные по высоте, по длине.

4. Закрепление и знание детьми геометрических фигур.

5. Упражняются в ориентировке в пространстве: «под», «над», «сзади», «спереди»

Сегодня, я хочу немного показать вам на примерах каждого возраста, как работать с данным пособием.

Все педагоги, находящиеся на мастер-классе все задания проделывают сами, вместо детей. Перед каждым педагогом стоит тарелочка с лего- мозаикой, необходимой для выполнения заданий, плата (белый картон размером А-4).

Цель: показать на практике и понять работу с геометрической лего-мазаикой.

Например: отрабатываем понятие «много».

На столе перед каждым ребёнком на тарелочке лежит :

5 – синих треугольников и 4 – жёлтых квадратов

Задаё м вопросы:

- Какого цвета фигуры? (синие и жёлтые)

-Сколько всего фигур? (много)

-Положите в ряд все синие фигуры. Сколько синих фигур? (много)

Положите под синими фигурами жёлтые фигуры.

- Сколько жёлтых фигур? (много)

- Много чего? Фигур или квадратов?

Уберите жёлтые фигуры, а из синих сделайте ёлку.

- Сколько фигур использовали для ёлки? (много).

Все мы с вами знаем, что многим детям младшего возраста трудно даются пространственные отношения «слева», «справа», «внизу», «вверху».

Можно предложить детям следующее задание для отработки выше сказанных понятий.

Возьмите 4 зелёных треугольника и постройте ёлку. Покажите пальчиком ёлку снизу – вверх.

Выложите рядом с зелёной ёлкой, синюю ёлку. Покажите пальчиком ёлку

снизу – вверх.

Задаём вопросы. Какие вопросы вы могли бы задать?

- Какого цвета ёлки?

- Какая ёлка выше? (синяя)

- Слева ёлка выше или ниже? (ниже)

Поднимите левую руку и положите её на ёлку.

- Справа ёлка выше или ниже? (выше)

- С какой стороны ёлка выше? (справа)

В самом начале нашей встречи, я уже говорила, что во время работы с геометрической лего-мозаикой, у детей развивается воображение.

Вы можете завтра каждый задать в своих группах детям вопросы и услышать всевозможные ответы, взяв обычный красный круг. Например:

- Что похоже на круг? (яблоко, помидор, мяч, часы)

-Что может быть красное и круглое? (яблоко, тарелка, пуговица, гранат)

- Это круглое и маленькое. (бусинка, красная смородина, пуговка, кнопочка)

Вторая младшая группа (возраст 3-4 года).

«Разноцветные шарфики».

Материал: в тарелочках перед каждым ребёнком лежат : 5 квадратиков жёлтого цвета, 4 квадратика зелёного цвета.

Описание. Педагог предлагает детям разложить по кучкам: в одну положить жёлтые квадраты, в другую – зелёные. Уточняет количество квадратов в каждой группе.

- Когда на улице холодно все утепляют горло, завязывают шарфы. Давайте сделаем шарфики. Положите жёлтые квадратики в ряд. У вас получился шарф, покажите длину шарфа (дети пальчиком проводят по квадратам слева - направо). Под жёлтым выложите зелёный шарф. Покажите его длину. (дети проводят пальчиком слева – направо).

Вопросы.

-Какой шарф длиннее жёлтый или зелёный?

-Какой шарф короче зелёный или жёлтый?

-Кому нужен длинный шарф, взрослому или ребёнку?

-Кому подойдёт короткий шарф?

Какие цели ставит педагог для этого занятия : учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее- короче; разные по длине, раскладывать предметы слева –направо.

Средняя группа (возраст 4-5 лет).

«Гномики».

Материал: плата,5 жёлтых кругов и 5 синих равнобедренных треугольников (на каждого ребёнка).

Вопросы.

-Какой формы фигуры на тарелочке? (Круги и треугольники)

-Сколько кругов? (много)

-Сколько треугольников? (много)

-Положите круги в ряд. Это головы гномиков.

-Какие фигуры ещё остались? (треугольники). А треугольники их колпачки.

-Наденьте на каждую голову колпачок.

-Сколько получилось гномиков? (много)

-Чего больше, голов или колпачков? (поровну, одинаково, столько-сколько)

-Чего меньше?

-Как по-разному об этом можно сказать? (поровну; одинаково; голов столько, сколько и голов)

Какие цели педагог ставил на этом занятии: учить детей устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов, пользоваться словами: столько-сколько, поровну, одинаковое; классифицировать предметы по форме.

Старшая и подготовительная группы.

«Торт».

Материал: плата, 8 квадратов коричневого цвета, 8 квадратов жёлтого цвета.

Положите в ряд 4 квадрата любого одного цвета. Под ними положите столько же квадратов другого цвета.

3-ий и 4-ый ряды выложите также, как 1-ый и 2-ой ряды.

У вас получился - ТОРТ.

Вопросы.

- Сколько коржей у торта получилось? (4 коржа)

- Какой формы торт? (квадратной)

- Коржи одного цвета? (разного)

- Из чего может быть сделан корж жёлтого цвета? (апельсина, лимона, ванили, персика)

- Из чего может быть сделан корж коричневого цвета? (шоколада, кофе)

- Разделите торт на две равные части.

- Какой формы получились части? (прямоугольной)

Соедините торт.

- Разделите торт на 4 части.

- Какой формы получились части торта? (варианты ответа детей могут быть разные. У одних детей может получится - квадратной формы, у других – прямоугольной. Все варианты верны).

В процессе выполнения данного задания дети закрепляют:

- способность группировать предметы по цвету и форме;

- пространственное отношение;

- деление целого на части;

- умение различать и называть геометрические фигуры.

Задания.

«Дома».

-Из четырёх квадратов построить дом. У этого дома треугольная крыша.

-Рядом, справа сделайте другой дом из четырёх квадратов, с другой крышей, а слева сделайте ещё дом, но чтобы он отличался от тех двух.

- Сколько всего домов?

-Какой дом выше? Ниже?

-Какой формы дом в середине?

--Что у них общего? (треугольные крыши, 4 квадрата в основании дома).

Если дети без особых трудностей справились с заданием, можно задание усложнить.

Постройте дом треугольной формы.

-Сколько этажей в доме?

- Какие цвета использовали? Детям старшего возраста предлагается материал для работы в большем разнообразии. Они сами выбирают высоту дома и цвет.

Поэтому на поставленный вопрос могут быть разные ответы.

На всех занятиях должна присутствовать речь.

Например:

1. Педагог дал задание выложить игрушку. Ребёнок выложил «Конфету». Он должен знать какую конфету он выложил, как она называется. Скорее всего, он назовёт свою любимую конфету.

2. Задание педагога – выложить птицу. Ребёнок должен знать какую птицу он построил, как она называется. Перелётная или нет; направление (сидит; если летит то в какую сторону – направо или налево; направление – вверх - вниз); место их обитания, чем питаются.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Геометрические собиралки» для детей от 5 до 7 лет на развитие логического мышленияДидактическая игра «Геометрические собиралки» для детей от 5 до 7 лет на развитие логического мышления Цель:[/b] закреплять знания детей о геометрических фигурах; учить подбирать геометрические фигуры по размеру, цвету, форме; способствовать.

Геометрическая мозаикаГеометрическая мозаика Геометрическая мозаика Мозаика сделана из соленого теста, покрашена акриловыми красками и покрыта лаком. Дети лепили ее вместе со мной и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Геометрическая лего-мозаика в интеллектуальном развитии ребёнка»
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 20:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД