Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Надежда Кузьменкова
Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Форма проведения: мастер- класс.

Аудитория:педагоги и родители группы.

Количество участников: 15 человек.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать проблемой.

4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

3.Электронная презентация по теме: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

4. Памятки для родителей.

Ход собрания:

Родители являются главными участниками в речевом развитии ребенка. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. -это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи, Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. Врезультате пострадает ребенок. Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Существуют разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей речевому развитию детей. Расскажу о некоторых.

Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня рекомендуется проводить «игротеку».Цель данного мероприятия- закрепление полученных детьми умений,представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семьи воспитанников, которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр.

Газета для родителей. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме речевого развития ребенка: артикуляции звуков, грамматическому строю, развитию словаря и связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики.

«Домашнее задание». Дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции (какие, артикуляционные упражнения следует разучить;

каквводить и разучивать)

«Домашняя игротека» знакомит с различными играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков.

Традиционные игры. По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят»ребенку новое слово: не просто называют его, но объясняют значение.Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, «сладкие»(мармелад, щербет, грильяж, «легкие» (пух, снежинка, перышко). Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят в течение всего дня своих друзей.

Выставки На выставке демонстрируются только те экспонаты, которые были сделаны детьми дома.

Речевые праздники.К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома с детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя роль ведущего)

Сегодня хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Я вас познакомлю со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи.

Свое выступление хочу начать со слов Сухомлинского…

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

В. Сухомлинский

Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься,если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодня интересно, мы должны настроиться….

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная;

• пальчиковая гимнастика;

• игровой массаж, самомассаж.

Теперь мы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно.

Артикуляционная гимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. У ребенка органы артикуляции развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции. Давайте вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые – лишь кожа, да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянуться вперед)

Утром проснулись –в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистим свои мы верхние зубки (широкий язык за верхними зубами)

С нижними зубками тоже мы дружим.

Вправо и влево, внутри и снаружи (движения широким языком) Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередно надувание щек-губы не пропускают воздух) И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание щек с последующим выпусканием воздуха)

Блюдца поставим- положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе) Дуем на блинчик- не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык) Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

Блинчик с вареньем малиновым вкусом (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) Вкусный был завтрак- мы губки оближем (кончик языка облизывает губки по кругу)

ПРОГУЛОЧНАЯ (артикуляционные упражнения.)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….

А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел….и вниз – спускался.

Догадаться,кто бы мог: Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал….поиграл и не устал.

То иголка, то лопата – язычок у нас ребята.

Вот и кончилась разминка….

Язычок ложиться спать.

(выполняется вместе с родителями)

Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развиваетпсихические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и динамические движения. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами, но пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Пальчиковые игры условно разделяют на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованиемразличной наглядности и атрибутики:

1-я группа- пальчиковые игры без предметов;

2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я – пальчиковые игры с предметами.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры. (совместно с родителями проводится игротренинг).

1.«Сороконожки»

2.«КАПУСТА»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

3.«БУДЕМ МЫ ВАРИТЬ КОМПОТ» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Пальчиковые игры с использованием атрибутики.

Игра «Пальчики знакомятся» В этой игре дети знакомятся с названием пальцев. Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем – пальчиками.Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомится.

Это – большой палец (показывает свой палец)Найди у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это –Указательный палец».и т. д. Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть своя шапочка. У большого – красная (надевают, у Указательного –синий. и т. д.

Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки. Большой снял свою красную шляпу…и. т. д. Предлагаю уложить пальчики в кроватку – в кулачок. Утром пальчики проснулись,потянулись и стали делать зарядку: раз-два, раз-два…. Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои шляпки. Большой пальчик надел….

Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровалсяБольшой палец….

Пальчиковые игры с предметами.

В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Один из методов стимулирования и развития речи дошкольников являются подвижно речевые игры. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать, углубят представления об окружающем, а также развивать внимание и память.

-Игра «Два круга»

Взрослые становятся в два круга-внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают. Мы по кругу идем и с собою берем….фрукты. Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт. Родитель первый назвавший предмет становится во внутренний круг. Игра продолжается («с собой берем посуду, мебель и т. д.») Последний взрослый должен выполнить какое – либо задание.

-Игра «Шаги»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи. Два игрока стоят на старте. Через 5-10 шагов финиш. Называется тема «Вежливые слова» Каждый играющий может сделать шаг, лишь назвав какое – либо вежливое слово.Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»

Игровой самомассаж по методике А. А. Уманской.

Точечный массаж самых важных биологических зон. Эти зоны являются элементами важнейших систем координации и регуляции всех процессов жизнидеятельности нашего организма.

Массаж Су – Джок шарами.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Упражнение «Горшина»

Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняют следующие манипуляции.

- кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

- берет горошину двумя пальцами и катает ее между пальцами;

-кладет горошину на стол и катают ее по столу одним указательным пальцем.

Наши пальчики играют

И горошинку катают.

Дыхательные упражнения.

Речевое дыхание существенно отличается от физиологического, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается объем легких. Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенные ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажный предмет, снежинку, перышко)

Подуть на свечу.

На выдохе произнести три- четыре слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып).

Отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя

Игра “Помогаю маме”.

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”.

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Чудесный мешочек”.

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Способствуют развитиюмелкой моторики и игры:

с сыпучими материалами.

с пуговицами,

рисование, лепка,

вырезание ножницами, аппликация.

ниткопись.

Фото,демонстрация игр и упражнений для речевого развития детей. Памятки для родителей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Физическое развитие» в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий ЦЕЛЬ: укрепление здоровья дошкольников, формирование у детей здорового образа жизни Задачи: - укреплять здоровье детей, опорно-двигательный.

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома» Пояснительная записка Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности,.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи - это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей посредством изготовления народной куклы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» г. Сыктывкара. Мастер-класс для родителей «Развитие речи.

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома» Мастер класс для родителей Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду Цель: Систематизация знаний родителей об.

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития. Задачи: • повышение эффективности.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

ООД с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий «В гости к елочке» (физическое развитие) Тема: «В гости к елочке» Форма организации: групповая. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий «Помоги тучке» Конспект НОД "Познавательное развитие" в средней группе Тема занятия: "Помоги тучке". Цель: применение игровых приёмов со здоровьесберегающими.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 18:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки