Екатерина Попова
Мастер-класс для педагогов «Путешествие в экологию»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов : «Путешествие в экологию»
Цель: способствовать развитию компетентности педагогов в проблемах экологии; повышению уровня профессионального мастерства, установлению тесного сотрудничества между педагогами.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес у педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие в экологию“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Выявить у педагогов имеющиеся знания по проблемам экологии; умение использовать полученные знания о природе в совместном взаимодействии с детьми, в разных видах детской деятельности.
«Природа-это самая лучшая из книг, написанная на особом языке и этот язык надо изучать…»
Наша задача помочь детям в познании и изучении окружающего мира природы. Согласитесь, что это требует постоянного развития, профессионального роста, повышения уровня компетентности в вопросах и проблемах экологического воспитания. Приглашаю вас совершить «Путешествие в экологию». Предлагаю разделиться на две команды с помощью жетонов, изображающих стихии природы: зелёные, голубые. Предлагаю начать с экологической разминки, это возможность освежить свой уровень компетентности.
«Экологическая разминка»
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?
(Потому, что красный цвет – сигнал опасности);
2. Как называется наука о растениях? (Ботаника)
3. Наука о животных? (Зоология)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
5. Самая высокая трава в природе? (Бамбук)
6. Какое дерево является лучшим «пылесосом?» (тополь)
7. Почему листья у растений зелёные? (потому, что в них содержится хлорофилл)
8. Какую траву любят кошки? (Валерьяну)
9. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное)
10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
11. У какого животного язык длиннее тела? (У Хамелеона)
12. Какая птица не строит гнезда? Не воспитывает, не выкармливает птенцов? (кукушка)
13. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
14. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
Уверена, что вам не составит труда назвать элементы РПП среды в группе
Назовите элементы предметно – развивающей среды в группе, используемые для экологического воспитания дошкольников. Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений.
Подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания Центра природы (познавательно- исследовательской деятельности (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение) :
• Наличие как можно большего числа видов растений и животных;• Наличие объектов неживой природы (коллекции, почвы, камни, ракушки и т. д.); • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
• Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых); • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
• Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
• Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Мы знакомим детей с пословицами, поговорками о природе, объясняем их значение и смысл.
Творческое задание: «Нарисуй пословицу»
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое: предлагаю вам предложить команде соперников пословицу или поговорку, не произнося ни слова, нужно её нарисовать, так, чтобы противоположная команда смогла её прочитать. Подумайте, как это лучше сделать?
• Весна красна цветами, а осень пирогами.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
Приглашаю Вас поучаствовать в решении проблемных ситуаций, найти на ваш взгляд верное педагогическое решение, желательно его обосновать.
«Простые истины»
Решение педагогических ситуаций.
Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. Д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной с ситуации.
1. Педагогическая ситуация
На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Педагогическая ситуация
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?
Сейчас есть возможность проверить, насколько у Вас развита интуиция? «Чёрный ящик»- В этом ящике лежит то, из чего делают глицерин, камфору,этиловый спирт, кормовые дрожжи. Как вы думаете, что лежит в чёрном ящике? (ветки, ели, пихта)
Вы все большие молодцы! Как показало наше общение, компетентны в вопросах экологического воспитания. Сможете в любой проблемной ситуации ответить на вопросы наших «почемучек» и «любознаек».
Скоро 1апреля –День смеха,небылиц, обманок.
Закончить наш Мастер-класс хочется шуточной детской игрой: «Концовки-обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете. Знает девочка любая, что морковка….(голубая, оранжевая)
• Ночью в каждое оконце слабо освещает (луна, солнце)
• По сосне, как в барабан застучал в лесу (баран, дятел)
• На заборе по утру кукарекал (кенгуру,петух)
• Слышала вся улица, как мычала (курица,корова)
Наш Мастер– класс завершился, благодарю Вас за участие. (раздать педагогам сердечки). Надеюсьнаше общение было для Вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти вопросы экологического воспитания дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
Экологическое воспитание мы реализуем в образовательной области: «Познавательное развитие».
Экологическое образование дошкольников предполагает:- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;- формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Мы с вами должны быть постоянно готовыми отвечать на любые вопросы наших «почемучек» в процессе наблюдений, познавательно – исследовательской деятельности, участвовать в совместных «маленьких открытиях» в мире природы.
Сообщение по теме:
«Развивающие игры, как средство формирования у дошкольников основ экологической культуры».
Именно в дошкольном возрасте мы закладываем основы экологической культуры, правильного отношения детей к окружающему Миру природы и ценностные ориентации в ней. Понятие экологическая культура дошкольников включает:
- усвоение детьми норм и правил обоснованного экологического взаимодействия с окружающим миром природы;
- проявление инициативы и самостоятельности в решении игровых экологических проблемных ситуаций;
-активный познавательный интерес к объектам окружающего мира природы, изменениям в природе, в зависимости от времени года;
- умение контролировать своё поведение,поступки, чтобы не причинять вреда окружающей природе.
Использовать в работе с детьми развивающих дидактических игр даё т возможность детям:
- более эффективно усваивать экологические знания, умения и навыки;
- развивать познавательный интерес детей, элементы логического мышления; желание участвовать в поисково-исследовательской деятельности;
- способствовать освоению детьми умения работать в коллективе сверстников, договариваться; укреплять дружеские взаимоотношения;
- самостоятельность в выборе игры, умение её организовать.
По мнению С. Н. Николаевой: «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, со временем войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.