Мастер-класс для педагогов Тема: Формирование основ музыкальной культуры дошкольного возраста.

Татьяна Тукаева
Мастер-класс для педагогов Тема: Формирование основ музыкальной культуры дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание занимает важное место во всей системе народного образования. Это его первая ступень к всестороннему развитию детей и подготовка их к школе. Постоянно совершенствуется вся воспитательно-образовательная работа, решающая задачи и в области эстетического воспитания. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у него общение с взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

В программе детского сада сформулированы задачи музыкального воспитания. Наиболее основные из них это:

Пробуждать у детей активный интерес и любовь к музыке,

знакомить их с разнообразными произведениями, развивать музыкальное

восприятие.

Приобщать и обучать навыкам исполнения разных видов музыкальной деятельности: пения, ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах. Развивать певческий голос, музыкальный слух.

Формировать творческие проявления при инсценировке песен, импровизации несложных попевок, танцевальных движений, побуждать к самостоятельным поисковым действиям.

Виды музыкальной деятельности различны:

восприятие музыкальных произведений;

ознакомление с элементарными сведениями о музыке;

творческие проявления детей в музыкальных играх, плясках, попевках.

Разнообразны и формы организации детской музыкальной деятельности. Основное место среди них отводится музыкальным занятиям, на которых происходит обучение. Музыкальные занятия способствуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей. Дети приобщаются к совместным действиям, к культуре поведения

Организация занятий требует от них определенной трудоспособности и проявления умственных усилий.

Это прекрасная форма подготовки детей к школьным урокам. Если обобщить требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия, то они сводятся к следующему:

Надо:

• реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства;

• приобщить детей к жизни детского сада;

• обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей детей, а так же в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности;

• сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.

На сегодняшней нашей встрече мы рассмотрим использование методов и приемов, которые можно будет включать в музыкальные занятия. Мы решили отойти от обычной формы проведения, не ограничиваться показом только занятия, а показать фрагменты наиболее интересных методов и приемов. Поэтому наша встреча будет проходить следующим образом: вначале будет дан краткий комментарий с последующим показом.

Любое музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмического движения. Обычно мы детей приглашаем в зал, где они, войдя, рассаживаются и мы начинаем занятия. В нашем детском саду мы попробовали применить необычный на наш взгляд прием начала занятия на развитие музыкально-ритмических движений, который вы сейчас увидите.

«Поезд»

Следующим фрагментом нашего показа будет приветствие. В зависимости от возраста детей приветствия мы включаем разные: это речевые, на разную высоту звука, динамику, интонацию, приветствие с движением и пением, музыкально-ритмические, которые направлены на развитие чувства ритма, слуха.

«Приветствие»

Одной из наиболее важных целей музыкального занятия является развитие у детей чувства ритма, слуха и памяти. Поэтому в свои занятия мы включаем различные речевые упражнения с предметами, со шлепками и хлопками, одно из которых вы сейчас увидите. Оно называется «Прекрасный инструмент»

Программа, по которой мы работаем, направлена на развитие творческих способностей детей, поэтому в цикл занятий можно включать доминантные занятия, которые предоставляют возможность уделять большое внимание какому-либо одному виду музыкальной деятельности, развитию творческого воображения, слушанию музыки и т. д. Также большим вниманием пользуются тематические занятия, выстроенные на одной музыкальной теме, например: вальс, тембр в музыке, знакомство с динамическими оттенками. В этих занятиях можно использовать задания, основанные на разных идейных ситуациях, т. е. возможность использования разных творческих заданий, таких, как поиск музыкального произведения, поиск ритмического движения, выбор музыкального инструмента.

Сейчас мы покажем творческое задание, направленное на поиск музыкального произведения наиболее близкого по характеру заданного образа.

«Веселые котята»

«Грустная (голодная) кошка»

«Крадущаяся кошка»

Даны 3 картинки, звучат разные по характеру произведения. Ребенок должен определить к какой картинке подходит то или иное музыкальное произведение.

Следующее творческое задание направлено на выбор музыкального инструмента для музицирования (звучит запись аудиокассеты с пением птиц, дети должны определить, какие птицы поют, и подобрать из множества инструментов тот, который наиболее подходит той или иной птице).

В нашей сегодняшней встрече я хотела бы уделить внимание как наиболее интересно можно привлечь детей к знакомству с динамическими оттенками, такими как р, f mf

Небольшой фрагмент вы сейчас увидите.

Посмотрите, ребята, у нас сегодня на занятии есть экран, на который мы будем выставлять музыкальные знаки, с которыми мы уже знакомы: я сейчас вам расскажу одну маленькую историю про них, а вы внимательно слушайте.

«Давным-давно, в один маленький городок должен был приехать оркестр и пройти по главным улицам, исполняя красивые марши. Марш - это музыкальное произведение, под которое что делают? Правильно.

Жители городка, нарядно одетые, вышли на улицу и с нетерпением ждали это великолепное зрелище. И вот из замка донеслись первые звуки марша (с какой силой звука звучала музыка? каким знаком можно обозначить это звучание (выставляют знаки на экран). Правильно р. Вы согласны? Оркестр приближался, и музыка стала слышна громче.

«Ребята, каким знаком вы бы обозначили это звучание? mf.

И вот оркестр появился на главной улице города. Музыка звучала торжественно и громко. Каким музыкальным знаком (термином) вы можете отметить это звучание?/ Правильно!

Радости жителей не было конца, все ликовали и радовались.

В продолжение темы мы предлагаем посмотреть оркестр с шумовыми инструментами, но оркестр необычен, он исполняется в движении.

Любое занятие заканчивается игрой. Мы предлагаем вашему вниманию игру, которая направлена на развитие творческих способностей. Она включает мимику, жесты, танцевальные движения.

«Поезд»

музыкально-ритмическое упражнение

Задачи: учить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, развивать чувство ритма, координацию движений. Учить детей менять движения в соответствии со сменой частей музыки.

Описание движений

И. П. дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях

Музыка А «Едет поезд»

Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками, как поезд

Музыка В «Остановка»

Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.

Музыка С. Дети потягиваются, умываются.

Музыка D. Звучит сигнал поезда, дети изображают и вновь поехали друг за другом до полной остановки.

Приветствие

Задачи: развивать ритм, слух, танцевальные движения.

Описание движений

Участвуют 14 человек

И. П. - дети стоят парами по кругу, мальчики - внутри круга, девочки - лицом к ним

Мальчики хлопают 4 раза в ладоши. Девочки на 4 шагах боковым галопом переходят к другому партнеру (по линии танца)

Повторить эти движения 4 раза.

1 такт - соединив правые руки, шаг вперед, шаг назад (2 такт)

3-4 такты - меняются местами на шагах (правые руки соединены)

5-8 такты - повторение этих же движений в соответствии с музыкой

1-8 такты - пары двигаются по кругу на подскоках.

9-12 такты - кружение на подскоках «звездочкой»: правые руки соединены.

13-16 такты - то же, соединив левые руки.

На последний такт пары, продолжая кружиться, меняются местами.

Все движения повторяются в соответствии с музыкой.

В конце - кланяются друг другу, как бы приветствуя.

Оркестр

Участвуют 12 человек. Дети распределены на группы: 3 человека - с деревянными ложками, 3 человека - с бубнами, 3 человека - с маракасами, 3 человека - с колокольчиками.

1-4 такт - выбегает 1-я группа детей с ложками, становятся в 1-й угол зала.

5-8 такты - выбегает 2-я группа, становится также Музыка повторяется.

4 такты - выбегает 3-я группа 5-8 такты - 4-я группа.

такт - 3 раза ударяет в ложки дирижер

такт - 3 раза ударяют в ложки дети

такт - 3 раза ударяет дирижер в бубен.

такт - 3 раза ударяют в бубны дети

такт - 3 раза ударяет (звенит) колокольчиком дирижер

такт - 3 раза звенят колокольчиками дети

такт - 3 раза играет дирижер маракасом

такт - 3 раза отвечают маракасом дети

17-19 такты - все дирижеры, повернувшись друг за другом, двигаются подскоками по кругу, а дети играют на своих инструментах.

20 такт - все кружатся на месте вокруг себя.

21-24 такты - выполняют движения 17-20 тактов.

В конце 24 такта дирижеры приходят к своей группе Музыка повторяется.

1 -4 такты - дети с ложками бегут вокруг своего дирижера 5-8 такты - те же движения с бубном 9-12 такты - те же движения с колокольчиками 13-16 такты - те же движения с маракасами.

Движения начала танца с 9-16 такта повторяются.

17-19 такты - дети свободно двигаются по залу. Останавливаются.

20 такт - ударяют в свои инструменты

21-23 такты - повторяются движения 17-19 тактов.

24 такт - все ударяют в инструменты. Останавливаются лицом зрителям.

Игра «Козочки и волк»

Задачи: развитие творческого воображения, музыкального слуха,

выразительности движений

Описание движений:

В игре участвуют дети - козочки, а также ведущий - пастушок. Вступление

Выходит «сонный» Пастушок, зевает, тянется. Затем Пастушок пересчитывает козочек.

1 фигура

Козочки бегут по кругу друг за другом, затем меняют направление, пастушок играет на свирели, поворачиваясь корпусом вправо, влево. Козочки (руки у головы, указательные пальцы торчат вперед как «рога») вытягивают головы следом за движениями Пастушка. На повторение музыки козочки поочередно прикладывают руку к правому и левому уху (слушают эхо)

2 фигура

Козочки двигаются друг за другом по кругу 4 подскока вперед - 4 прыжка назад спиной на двух ногах. Пастушок в это время выходит из круга, отходит в сторону и надевает маску Волка.

3 фигура

Пастушок в маске Волка подходит решительным шагом к козочкам, которые задрожав, пятятся назад.

1 -я фраза: козочки приближаются к Волку

2- я фраза: Волк, угрожая, наступает на козочек, а те пятятся назад

3-4 фразы: движения повторяются.

Козочки дразнят Волка, а тот им «грозит» пальцем 3 раза, затем отбегают назад. Повторить 2 раза.

На заключительные такты Козочки разбегаются. Пастушок (Волк) их ловит.

Публикации по теме:

Наши веселые игрыНаши веселые игры Игра это такое большое слово и разнообразие её. В неё можно день и ночь и играть и не уставая. От такого разнообразие игр сюжетно-ролевых,.

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов Тема: Формирование основ музыкальной культуры дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 марта 2015 в 14:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома», приуроченного...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Фотоочерк об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...