Ирина Шишкина
Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед Вишнякова Елена Юрьевна, педагог-психолог Шишкина Ирина Евгеньевна.
Цель: познакомить родителей с понятием "общее недоразвитие речи", с особенностями развития детей с ОНР; познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на преодоление речевых и неречевых психических функций у детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи „Домашняя игротека“ (часть I)» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Выступление учителя-логопеда Вишнякова Е. Ю.
Уважаемые родители, мы сегодня познакомим вас с играми и упражнениями, которые необходимы для преодоления общего недоразвития речи детей (см. Презентацию, слайд 1).
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков речи, слоговая структура слова, лексика и грамматика (см. Презентацию, слайд 2).
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития:
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
II уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи.
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи составляют дети с III уровнем речевого развития. Рассмотрим более подробно. У детей могут быть не сформированы 4 – 5 групп звуков (свистящие [c], [з], [ц], шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], сонорные [р], [р'], [л],[л'], нередко мягкие и звонкие). Отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л], [ч]-[т'], [ч]-[щ], [ч]-[ц], [c']-[щ]. Слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажается в словах, содержащих различное количество слогов. Он может пропускать слоги, менять их местами, вставлять новые («дуты» вместо продукты, «нифатон» вместо магнитафон, «стваительство» вместо строительство и др.).
Словарный запас (лексика) дошкольников с ОНР отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. При употреблении приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта, возникает большое количество ошибок. В словаре детей часто отсутствуют сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные.
У большинства детей даже при образовании простых нераспространенных предложений отмечаются нарушения согласования и управления («высокую дерево» вместо высокое дерево, «дотронулся лоба» вместо дотронулся до лба, «ухаживал белку» вместо ухаживал за белкой, пропуски или замены сложных предлогов («мячик достали из стола» вместо мячик достали из-под стола, изменение порядка слов. Все дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Большое внимание этому уделяется в детском саду. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на характер ребенка.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать ежедневно.
Как проводить домашние занятия по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки, игрушки и мультфильмы.
А теперь давайте поиграем. Я предлагаю вашему вниманию несколько словесных игр и упражнений.
Игра"Назови одним словом" – обобщение.
Груша, банан, персик – это что? (Фрукты)
Упражнение "Кто быстрее" – классификация фруктов.
Назовите, какие фрукты вы еще знаете? (ананас, вишня, абрикос, слива и т. д.)
Упражнение "Подбери признак, подбери действие"(см. Презентацию, слайд 3)
Апельсин какой? – оранжевый, сочный, спелый, ароматный, большой, твердый, сладкий, полезный и т. д.
Что можно делать с апельсином? – помыть, почистить, нарезать, купить, угостить и т. д.
Игра "Поваренок"
Назови, что можно приготовить из яблока? – сок, варенье, джем, кисель, повидло, запеканку и т. д.
Упражнение "Из чего – какой?"(см. Презентацию, слайд 4)
Пирог из яблок – … яблочный.
Варенье из слив – … сливовое.
Сок из фруктов – … фруктовый.
Компот из груш – … грушевый.
Упражнение "Скажи наоборот"(см. Презентацию, слайд 5)
Яблоко сладкое, а лимон … кислый.
Абрикос маленький, а персик … большой.
У персика внутри одна большая косточка, а у груши … много мелких косточек.
Хурма покрыта тонкой кожурой, а лимон толстой кожурой.
Упражнение "Назови ласково"(см. Презентацию, слайд 6)
Яблоко – … яблочко.
Лимон – … лимончик.
Апельсин – … апельсинчик.
Банан – … бананчик.
Мандарин – … мандаринчик.
Упражнение "Нет чего?"(см. Презентацию, слайд 7)
Я буду закрывать фрукты, а вы правильно отвечать.
Нет чего? – груши, вишни, яблока, лимона, сливы, абрикоса.
Рассматривая с ребенком книжки с предметными или сюжетными картинками, можно ребенку предложить следующие игры.
Упражнение "Маленькие слова"- уточнение значения различных предлогов и обучение правильному их употреблению (см. Презентацию, слайд 8).
Ответьте на вопросы полным предложением. Какие маленькие слова вы использовали?
Где растут сливы? (Сливы растут на дереве.)
Где сидит Соня? (Соня сидит на скамейке.)
Где сидит малыш? (Малыш сидит в коляске.)
Где стоит коляска? (Коляска стоит перед скамейкой.)
Где спит собака? (Собака спит под скамейкой.)
Упражнение "Расскажи по картинке" (см. Презентацию, слайд 9)
Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы полным предложением.
Какое время года изображено на картинке?
Какой стоит день?
Кто изображен на картинке?
Что делают дети?
Упражнение "Опиши игрушку"(см. Презентацию, слайд 10)
Предложите ребенку описать его любимую игрушку.
Какой слон по цвету? (Слон серого цвета.)
Какой слон по размеру? (Слон большой.)
Назови части тела слона? (У слона есть голова, большие уши, хобот, туловище, четыре ноги, хвост.)
Из чего сделан слон, из какого материала? (Слон сделан из пластмассы.)