МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Какие бывают звуки?»

Татьяна Горбунова
Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Какие бывают звуки?»

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, какие бывают звуки и как доступно донести до ребенка ту необходимую информацию, которая нужна ему для успешного овладения навыком чтения. Для того чтобы Вы смогли объяснять малышу материал, я расскажу Вам тот минимум, который Вам нужно вспомнить, чтобы успешно заниматься с ребенком дома на данном этапе.

Звуки бывают речевые и неречевые.

Игра "Угадай, что за звук"

Логопед за ширмой издает различные звуки из подручных предметов (постучать ложкой по столу, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой и т. д.)

Публикация «Мастер-класс для родителей старших дошкольников „Какие бывают звуки?“» размещена в разделах

Неречевые звуки – это звуки окружающего мира (шум воды, ветра, машин, скрип двери, звук шагов, голоса животных, птиц и т. д.).

Речевые звуки – это звуки, которые мы говорим.

Речевые звуки бывают гласные и согласные

Гласные звуки – это звуки, которые, при произношении не встречают преграды на пути, их можно спеть, прокричать. Это звуки А У О И Ы Э. На письме гласные звуки обозначаются красным цветом.

Есть еще йотированные гласные – это буквы, которые в определенных случаях составляют два звука (е, ё, я, ю) соответственно е = йэ, ё=йо, я=йа, ю=йу. Йотированные гласные всегда обозначают только два звука.

Согласные звуки – это звуки, которые при произношении встречают преграду (зубы, губы, язык, спеть их нельзя. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, звонкими и глухими. Парные твердые и парные мягкие звуки помогают нам различать слова

Твердые и мягкие согласные бывают парными и непарными.

Парные Непарные

Твердые Мягкие Всегда твердые Всегда мягкие

Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Б’ В’ Г’ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’ Ш Ж Ц Ч’ Щ’ Й’

Парные согласные звуки в разных словах обозначают либо «твердый» либо «мягкий» звук. Например, в слове КИТ звук К – мягкий, а в слове КОТ – твердый. В слове БЫТ – звук Б – твердый, а в слове БИТЬ – мягкий. Непарные звуки в любом сочетании – либо всегда твердые, либо всегда мягкие. Например звук Ш – всегда твердый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким.

Мягкие звуки на письме обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.

Благодаря звонким и глухим согласным, мы различаем слова. Сравните шар – жар, дом-том, коза – коса. При произнесении глухих согласных голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Упражнение "Определи какой звук"

Если закрыть уши ладонями и произнести звонкий согласный, мы слышим, что звук звенит. При произнесении глухого согласного, мы при закрытых ушках ничего не слышим и в голове не звенит.

Парные Непарные

Звонкие Глухие Всегда звонкие Всегда глухие

Б Б’ В В’ Г Г’ Д Д’ Ж З З’ К К’ П П’ С С’ Т Т’ Ф Ф’ Ш Л Л’, М М’, Н Н’,Р Р’ Ж, Й Ч’ Щ’ Х Х’ Ц

Дети старшего дошкольного возраста должны к моменту поступления в школу знать и уметь:

1. Чем отличаются гласные и согласные звуки. Какие это звуки (привести примеры). Назвать слово на определенный звук.

2. Уметь определять твердость – мягкость звука в слове. Например слово КИТ и КОТ. В каком случае звук К – твердый, а в каком – мягкий.

3. Уметь определять звонкость-глухость согласного звука. (Путем прикладывания ладошки к шее, при произнесении звука, либо закрытии ушек ладошками).

4. Уметь определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)

5. Уметь составлять схему слова (составлять и закрашивать окошки под буквами в слове)

6. Уметь разделять слово на слоги.

Главное ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем.

Публикации по теме:

«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия»«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» «Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» Цель: Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты»,.

Исследовательский проект «Какие бывают книги» в старшей группе Работа над данным проектом направлена на развитие интереса к художественной литературе, становление юных читателей и стимулирование творческой.

Конспект беседы с детьми «Какие бывают книги?» Задачи: 1. Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. 2. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах.

Конспект занятия «Какие бывают лошади?»Конспект занятия «Какие бывают лошади?» Цели и задачи: расширить знания детей о лошадях; их внешнем виде и значении, познакомить детей с породами лошадей, развивать двигательную.

Конспект занятия «Какие бывают термометры» Цель. Уточнить представления о термометре (комнатный, уличный, водный, почвенный термометр). Задачи: Закрепить знания о различных термометрах,.

Конспект занятия по развитию речи «Какие бывают иголки» Задачи: - учить составлять небольшой связный рассказ по набору картинок -расширять представления о многозначности слов, объяснять их значение,.

Консультация «Семейные традиции, какие они бывают»Консультация «Семейные традиции, какие они бывают» На весёлых детских ёлках Чудеса блестят в иголках, Надо лишь заранее Загадать желание! В каждой семье существует своя непередаваемая.

Мастер-класс по рисованию животных «Какие бывают львы…»Мастер-класс по рисованию животных «Какие бывают львы…» Лев – царь зверей, сильное и непредсказуемое по своему поведению животное. Но такими львы становятся в минуты опасности и угрозы для.

Стенгазета «Какие бывают снежинки!»Стенгазета «Какие бывают снежинки!» Зима - пора творчества для педагогов и для родителей. Вот и в эту зиму я не дала полениться родителям своим воспитанников и дала задание.

Стихотворения для детей 4–9 лет «Какие бывают друзья» Дружба великое чувство. Без друзей людям плохо живётся, никто не поможет в трудный момент, не с кем поговорить и не у кого спросить совета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Какие бывают звуки?»
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 07:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД