МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей в детей через сказку»

Дарья Шевлягина
Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей в детей через сказку»

Мастер-класс для воспитателей

«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие математических способностей в детей через сказку“» размещена в разделах

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

9.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Как сделать обучение занимательным?

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные события; действие же имеет приключенческий характер. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка.

• Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

• Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.

• Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, иное эмоциональное отношение к ним.

Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуаций, видит пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя.

Сказка готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу со сказками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) в подвижных играх

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какого героя не хватает», «Найди место сказочного героя», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх:

Вариативность игр со сказками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Обучая детей через сказку, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Сейчас в нашей группе идет долгосрочный проект «Сказочная математика»

Цель проекта: реализовать многогранные возможности театрализованной деятельности для более качественного усвоения математических представлений у детей дошкольного возраста.

Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:

• Используя театр, закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

* Развивать у ребенка интерес к математической стороне действительности, образно-схематическое и логическое мышление;

• Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.

Развить творческие способности : выразительность речи, движений, изобразительные навыки.

• Использовать специфику театрализованной деятельности, как образовательной технологии.

Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Реализация проекта через разные виды деятельности.

Игровая деятельность:

• Хороводные игры

•. Настольные игры

•. Музыкальные игры

• Пальчиковые игры (на закрепление счёта)

• Подвижные игры

• Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

• Драматизация сказок

• Чтение русских народных сказок

Математический театр.

• Настольный театр по сказкам

• Пальчиковый театр (потешки).

• Использование магнитной доски.

Циклы занятий по теме: «Цифры», «Геометрические фигуры», «Количество и счёт», «Сравнение по ширине и высоте»

Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др. помогут сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях.

Так используя сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».

Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».

Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».

Знакомя детей с понятием числа, использую сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.

Чтобы спасти трех поросят от злого волка «спасателям» необходимо подготовить транспорт для перевозки строительного материала Ниф-нифу, Наф-нафу и Нуф-Нуфу. (Выложить транспорт по схемам).

Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».

«Поможем Золушке»

«Савунья ждет гостей»

«Приключения Герды» и др.

Например, на занятии «Поможем Золушке», для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца.

Занятие «Красная шапочка и волк»

Красная шапочка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Красной шапочки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов.

На занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также как и названия дней недели.

Затем дети помогают Белоснежке испечь ягодный пирог, то есть выполняют упражнение на повторение заданной последовательности.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах поможет упражнение «Назови что бывает …. формы».

Мама дала поручение Красной Шапочке отнести бабашке пирожков больше чем 4, но меньше чем 6, а горшочек взять третий слева.

Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их имени.

Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.

Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку (пример).

Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 4» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»

В занятии «Савунья ждет гостей» дети помогают Крошу и Ё жику выбраться из пещеры:

Ребята, помогают героям, разобрать вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».

Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из бревнышек.

«Речка, речка глубока

Не видать нигде мостка

Чтобы дальше нам шагать

Надо бревнышки собрать

Бревна быстро соберем

Эту речку перейдем»

Дети выполняют дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку, упражняются в счете до 10.

В занятии «Приключения Герды» дети помогают Герде склеить волшебное зеркало, то есть выполняют упражнение «Сложи квадрат».

Кроме того помогают активизировать интерес детей к занятию и разного рода физкультминутки, пальчиковые игры, которые ребята выполняют вместе с героями сказок (примеры).

Я стараюсь оформить познавательный материал к каждой сказке, который будет содержать задание по темам (например, «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве»). Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач.

Ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка возлагается на занятия.

НОД

1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Я знакомлю с персонажами сказок, подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.

2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Провожу, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения).

3. Занятия – досуг. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включаю, как итоговое на закрепление пройденного материала).

4. Прекрасно получаются комплексные занятия. (математика, развития речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Этот вид деятельности чрезвычайно важный для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренируем умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

В группе я создала центр «Занимательная математика». В нее вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами.

Работа с родителями

Свою работу по данной теме осуществляю в тесном контакте с родителями.

Задача педагога по данной проблеме –донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.

Для решения данной проблемы я знакомлю родителей с математической игротекой, провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, оформляю папки – передвижки, привлекаю родителей к пополнению центра «занимательная математика»

Исходя из этого, считаю, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. В связи с этим, мною была составлена картотека математических сказок и серия конспектов по формированию математических представлений. Конечно по мере взросления детей и усвоения ими материала, задания в сказках усложняются, сюжеты становятся более реалистичными.

Прикреплённые файлы:

skazka-prezentacija_0is9e.pptx | 12971,17 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников через игру» Обучению дошкольников важное место должно отводиться началом математики. Особенно в наше время это вызвано целым рядом причин: началом школьного.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Цели: - Формировать умение.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи и творческих способностей детей через технику друдлы» 2 слайд- Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через искусство оригами»Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через искусство оригами» Мастер - класс Тема: Развитие творческих способностей дошкольников через искусство оригами Выполнила: Ли Любовь Владимировна воспитатель.

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» филиал «Быковский детский сад «Колосок» План по самообразованию Тема: «Развитие математических.

План по самообразованию Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Воспитателя старшей группы Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад с №18 «Теремок» Развитие творческих.

Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии Тема: Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии» Цель: Создание условий,.

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС  Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей в детей через сказку»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 04:28
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД