Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод обучения»

ольга коробова
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод обучения»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод обучения»

Продолжительность мастер-класса : 60 минут

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов по проведению экспериментирования как метода обучения старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие : познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперименты.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Детское экспериментирование как метод обучения“» размещена в разделах

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные : воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Ход:

I. Вводная часть.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности :

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную

пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны

своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать

вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок

мог действовать осмысленно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожидан-ности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена от-носительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы

не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые ис-

следовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поис-

ковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-

чувственного опыта.

Задачи:

• Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

• Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой

цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной дея-

тельности.

• Развивать личностные свойства —целеустремленность, настойчивость,

решительность.

В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития

дошкольников:

психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка,

его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными осо-

бенностями, восприятием);

дифференцированный подход (решаются задачи эффективной пси-хологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности,

создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей);

активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, по-

исковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и

продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Основное оборудование мини-лаборатории:

Приборы-«помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой

и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и

листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воз-

душные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,

свечи.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Материалы для опытов должны храниться на полочках, в коробках и контейнерах в уголке для экспериментирования. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных мероприятий и организации разной деятельности с детьми.

Материалы постоянно пополняются. Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовится заранее на каждого ребёнка и размещается на индивидуальном небольшом подносе.

Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Педагог должен стараться избегать прямых указаний, что и как делать и поощрять познавательную активность ребёнка.

Необходимо анализировать вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогать им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому нельзя их лишать этой возможности, пусть ребенок проговаривает свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае следует предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

II. Основная часть

Практические задания.

Предлагаю Вашему вниманию несколько разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка.

Опыт с водой и сахаром

Опускаем кусочки сахара в колбочки. Далее выясняем, в какой воде сахар быстрее растворится.

(В теплой воде.)

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

III. Заключительная часть.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку

Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – с. 5-8.

2. www.doshped.ru/files/2012-10-cеменова. pdf

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Технология проведения мастер-класса .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод обучения»
Опубликовано: 11 октября 2014 в 22:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод обучения»» (включая файлы) размещена пользователем ольга коробова (УИ 211560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД