Наталия Вдовина
Мастер-класс для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Безопасность жизни и деятельности — насущная потребность человека.
В связи с изменениям, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста. Но тема безопасности жизни ребенка актуальна сейчас, как никогда.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование основ безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Поэтому возникла необходимость научить ребенка — дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
В своей работе решая задачи по ОБЖ, использую программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Это программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной — главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
В эту программу включены 6 блоков.
1. Ребёнок и другие люди.
Основная мысль этого направления — ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
«Как бы ты поступил»
Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.
Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли — земля — наш дом
«Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
«Наши помощники растения»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений. (можно презентацию)
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
«Если возник пожар»
Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знания номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры. Дети становятся в круг. В центре — воспитатель с воздушным шаром в руке.
Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей.
Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар —
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где изовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный (пожар).
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар… (в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил… (утюг?
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками… (играет?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над (газом?
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег… (листву?
Дым увидел — не зевай, и пожарных (вызывай!
Помни каждый гражданин этот номер — …
«Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
1. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развесёлый огонёк.
(Настольная лампа)
2. Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
3. Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается.
(утюг)
4. Режем хлеб, намажем масло.
Но помни есть с него опасно!
(нож)
5. Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(иголка)
4. Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей или игрушки (термометр, бинт, зелёнка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
«Как нужно ухаживать за собой»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
«Чья команда победит?»
Вопросы для 1 команды:
Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)
Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)
Какой важнейший прибор на судне? (компас)
Токсичные вещества называют… (яды)
Затопление водой большой территории называют (наводнением)
Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)
Нарушение целостности кости называют.. (переломом)
Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)
Вопросы для 2 команды:
Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)
Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)
Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)
Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)
Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)
Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)
Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)
Нарушение целостности кожи (рана).
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Игра «Давайте познакомимся»
А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т. д.
«Составим модель хорошего и злого человека»
Цель: развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность (или наоборот) для окружающих.
Материал: детали лица (глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок, контуры лица.
Описание: предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
«Автобус»
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование: маленькие стулья, руль.
С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
«Сигналы светофора»
Цель: развивать внимание.
Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.
«Поставь дорожный знак»
Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Описание: детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
Играй да смекай!
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
***
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы»)
***
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»
***
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)
***
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход»)
***
Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Подумай — отгадай
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
***
Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
— Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
— Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
— Кто ходит по тротуару? (пешеход)
— Кто управляет автомобилем? (Водитель)
— Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
— Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
— По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
— Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
— Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
— С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
— Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
— Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
— На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
— Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
— Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
— Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
— Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
— Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Вот и закончился мой мастер – класс надеюсь, вам пригодится в работе мои рекомендации и вы научите своих детей основам безопасной жизнедеятельности.