Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру

Федорищева Ольга
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребёнка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры,игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки и другие. Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим их взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирование последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать и подготовить их к полноценной жизни. В связи с этим, необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка. Для начала, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, на природе. Поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, большое внимание уделено организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Для решения таких задач необходимо:

• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Цель безопасного поведения – внушить ребёнку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, он не попадёт в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдёт из неё выход. Цель профилактической работы по безопасности заключается в повышении информированности о поведении в чрезвычайных ситуациях. Для этого используются самые различные методические приёмы:

• Разыгрывание различных ситуаций,

• Изучение литературы, посвящённой безопасности детей,

• Обращение внимания на иллюстрации,

• Прогулки,

• Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые.

Игра – очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они познают мир и осваиваются в нём. Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Каждому нужно знать основы безопасности жизнедеятельности и научиться применять их в своей жизни. Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. А, вот и нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности. Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта. Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, мною широко используются приёмы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Но при этом исходить из реального уровня умений детей. У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает становиться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, мною отдавалось предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, режиссёрских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется мною как средство решения определённых задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умение сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво передаёт их детям прежде всего в совместных играх воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером я показываю детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих. Участвуя в одной и той же игре, я каждый раз беру на себя новые роли, вступаю с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, я побуждаю детей к творчеству, к изменению игровой обстановки. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется мной для обогащения детского игрового опыта. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы. Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности – речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и другие. Для детей становится важнее только процесс игры, но и такой результат, как придуманный игровой сюжет, созданная игровая обстановка. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребёнка появляется возможность лучшего осознания своего «я». Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Вот почему с самого раннего возраста надо стараться учить детей безопасному поведению на дорогах и транспорте - правилам дорожного движения; дома в быту – правилам пожарной безопасности, технике безопасности при обращении с электроприборами и правилами личной гигиены; на улице и в лесу – безопасному поведению с окружающими предметами. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам основ безопасности жизнедеятельности, чтобы наше подрастающее поколение росло здоровым и приспособленным к окружающему миру. Безопасное поведение. Что это? С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения: • Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

• Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии); • Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видео презентации, мультфильмы).

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни. Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний и навыков безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей. Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребенка дошкольного возраста. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях,.

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни.

Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру» Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Опыт работы «Формирование основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для.

Отчет по самообразованию по теме: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру» Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Отчёт о работе за 2016–2017 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребёнка – главная задача родителей, педагогов, общества поэтому очень важно не только оберегать ребёнка своим личным примером,.

Педагогические условия формирования основ ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру Я не буду повторяться об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру
Опубликовано: 21 января 2018 в 20:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по математике «Конфетки для мишки»
Цель: закрепить прямой счёт в пределах 5, умение различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по количеству. Материал: кукла –...
Фотоотчет изготовления кормушки для птиц. Старшая группа
Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Мы в детском саду сделали...
Фотоотчет «Наш чудо-огород». Огород на окне. Средняя группа
Пришла весна и с ее приходом все начинают готовится к посадкам на огороде, закупают семена, сажают рассаду, в целом работа кипит. Огород в детском саду...
Игровые технологии по теме «Продукты питания». Старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей с основными продуктами питания и их названиями. Словарь ( лексический минимум) Существительные: Еда, продукт, мясо, рыба,...
Консультация для родителей «Внимание, паводок!»
После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся её выходом...