Папки-передвижки

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру

Татьяна Субботина
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значения, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение. Игры, предлагаемые нами, помогают дошкольникам узнавать значение новых слов, понимать многозначные слова, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные тексты; объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения; осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов; самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные тексты.

Публикация «Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру» размещена в разделах

Д/И «Назови ласково»

Цель: учить подбирать в уменьшительно – ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Педагог: вас зовут по-разному: Лена, Алеша, Саша, Катя… Можно еще назвать вас ласково: Леночка, Ленуся, Аленушка. Все это одинаковые по значению слова, только ласковые. Называю животное или человека, а дети говорят ласковые слова.

Заяц - зайчонок, зайчишка, зайка, заюша. Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька. Мама - мамочка, маменька, мамуля, матушка. Лиса - лисичка, лисонька. Дочь - дочка, доченька, дочурка.

Д/И «Почему так называют?»

Цель: объяснить происхождение некоторых слов.

Кукла Маша загадывает загадку.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … подосиновик.

Педагог: почему гриб называется подосиновик? А если гриб растет под березой, как он называется? Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом? Почему шапку называют ушанкой? Откуда появилось слово «снегопад»?

Д/И «Подбери другие слова»

Цель: учить образовывать слова от слова снег.

Все белым-бело сегодня

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый, белый мягкий (снег)

Педагог: какие еще слова вы знаете, в которых слышится «снег -», «снеж -?» (Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и др.)

Д/И «Маша веселая и грустная»

Цель: учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Педагог: Пришла Маша с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и (заплакала, загрустила). Если Маша грустит, какая она? (Грустная, печальная, расстроенная). Если Маша грустная, она (грустит). А если она расстроенная? (Расстраивается.) Печальная? (Печалится.)

Д/И «Расскажи про ручку»

Цель: учить составлять рассказы с многозначным словом ручка; помогать осмысливать разные значения этого слова.

Кукла Маша спрашивает у детей, какие предметы в их доме имеют ручки, для чего нужны ручки. Дети могут называть ручки кастрюли, кружки, сковороды, зонтика. Маша предлагает придумать историю про какую - нибудь ручку, например ручку зонтика: если она сломается, что может произойти? Дети рассказывают. Маша рассказывает свою историю про ручку, которая сначала смирно лежала на столе, а потом встала и стала писать на листе бумаги про детей, которые умеют ….(Петь, плясать, играть, смеяться, заниматься).

Можно предложить детям провести соревнование: кто больше назовет предметов, у которого есть ручки?

Д/И «Скажи по – другому»

Цель: учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Педагог произносит устойчивое словосочетание; выясняет, как ребенок понимает его смысл; предлагает передать этот смысл другими словами.

Педагог: Что значит «растет не по дням, а по часам?» Как сказать по-другому? Подберите слова близкие по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.

Включая эти игры в педагогический процесс, мы заметили, что активность и интерес к занятиям у детей заметно возрастает, и занятия происходит очень весело и увлекательно.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.

Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических.

Конспект НОД. Формирование элементарных представлений через дидактическую игру Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 37 общеразвивающего вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Презентация к опыту работы «Формирование навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде через игру» .

Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Тип проекта: - по доминирующей в проекте.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру
Опубликовано: 10 августа 2017 в 16:40
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД