Папки-передвижки

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях

Татьяна Тукиш
Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях

Тукиш Татьяна Федоровна

На дошкольной ступени образования содержание как основной, так и дополнительных образовательных программ должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, что соответствует психолого-педагогическим особенностям детей. Важнейшей задачей педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира. Реализация данной задачи в логике ФГОС дошкольного образования должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, а именно – не на дробление и деление образовательного процесса по «предметному принципу», а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей. Для реализации данной задачи нами была разработана образовательная программа «Развитие образной речи детей с ОНР в процессе ознакомления с музыкальными и художественными произведениями. Программа проходит апробацию в МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик». Программа предназначена для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, рассчитана на два года.

Публикация «Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях» размещена в разделах

В основу данной программы положен принцип интеграции речевого и музыкального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Музыка» дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его образной стороны речи.

Практика показывает, что развитие образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одна из сложных задач в работе учителя-логопеда. Также каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексики детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности).

Музыка в данной программе является ведущим средством развития образной стороны речи детей. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на одних эмоциях, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать.

Исходя из того, что проблема развития образной речи включает в себя все направления работы над словом – фонетическую, лексическую, грамматическую, были определены цель и задачи программы.

Цель программы: развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях.

Средства обучения: произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература, наглядные средства (картины, рисунки, схемы, компьютерные материалы по теме,

Разработанная нами программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Учитель - логопед прежде всего, тщательно отбирает речевой материал. Критериями отбора речевого материала являются: наличие языковых средств выразительности; наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); наличие многозначных слов.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкальных произведений, основываясь на том, что музыка обладает собственным языком. Важнейшим ориентиром для музыкального руководителя является эмоционально - образная сфера музыки, с учетом своеобразия которой он должен строить все звенья своей работы по развитию у детей творчества, воображения и адекватного, тонкого и глубокого восприятия музыки.

Обращение к родственным музыке видам искусства, живое поэтическое слово педагога о музыке являются средствами, помогающими решению центральной проблемы – формированию культуры музыкального восприятия и в конечном итоге – развития образной речи.

Важнейшими источниками и основными средствами развития выразительной образной детской речи в данной программе являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы.

Для реализации программы отобран речевой стихотворный материал для чтения, анализа и заучивания, который представлен произведениями А. С. Пушкина, А. Фета, А. Плещеева, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, С. Никитина, А. К. Толстого, В. А. Жуковского, А. А. Блока, Г. Р. Державина, АП. Твардовского, М. Исаковского и многих других.

Также в программу вошли волшебные сказки, которые были отобраны адекватно возрасту детей по тем же критериям, что и другой речевой материал.

На протяжении двух лет работы дети познакомятся с различными сказками. В старшей группе это следующие сказки: Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», «Два мороза», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», В. И. Даль «Девочка Снегурочка», А. Н. Афанасьев «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Морозко», К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы», П. П. Бажов «Серебряное копытце», В. И. Даль «Старик-годовик», Г. Х. Андерсен, «Снежная королева».

В подготовительной группе это сказки А. С. Пушкина и сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Проза в старшей группе представлена короткими рассказами о временах года:

- о зиме: М. А. Шолохов «Здравствуй, зима!», К. В. Лукашевич «Зима», А. Н. Толстой «Сугробы» (Из повести «Детство Никиты», «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!», М. М. Пришвин «Поэтические миниатюры о зиме», С. Т. Аксаков «Буран», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Зима», А. П. Чехов «Шел первый снег», И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь», «Осина», Ф. А. Абрамов «Серебряные сполохи», «На воробьиный скок»,

- о весне: М. М. Пришвин «Рассказы о весне», И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Как весна на Север пришла», «Весна-красна», «Голубые дни» и др., В. Бианки «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры. Разговор птиц весной», Н. Сутеев «Весна»,

- об осени: И. Соколов-Микитов «Короткие рассказы про осень», И. С. Тургенев «Осенний день в березовой роще», К. Г. Паустовский «Словарь родной природы», «Мой дом», «Какие бывают дожди», М. М. Пришвин «Поэтические миниатюры об осени».

Стихотворения и проза о временах года представлена в сборниках

«Времена года. Стихи русских поэтов о природе» (илл. Владимир Канивец,

«Времена года. Стихи, рассказы и загадки о природе» (илл. Сергей Яровой,

«Времена года. Русская природа в стихах поэтов Серебряного века и картинах русских художников»,

«Времена года в стихах русских поэтов» (илл. Сона Адалян,

«Времена года» (илл. Ольга Ионайтис,

«Времена года. Стихи поэтов-классиков о природе»,

«Большая поэзия для маленьких детей. Времена года» (илл. Владимир Белоусов,

Елена Григорьева «Времена года. Стихи» (илл. Анна Силивончик) и других.

Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, совершенствуют образный словарь детей. Пословицы и поговорки были систематизированы и представлены в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

Средства наглядности в программе: это картины, рисунки, схемы, портреты композиторов, художников, поэтов и писателей, репродукции картин. Изобразительный ряд представлен репродукциями более 50 художников. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, мы руководствовались следующим: о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание. Предлагаемая система занятий позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию образной речи дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Я работаю в детском саду для детей с нарушениями речи. Для проведения подвижных игр с такими детьми нужен особый подход. Как правило, детишки.

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Содержание: 1. Целевой раздел…. 4 1.1. Пояснительная записка…. 4 1.2. Цели и задачи программы.

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста,.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 18:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД