МААМ-картинки

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Тукиш
Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это происходит потому, что навыки чтения у детей с нарушениями речи формируются своеобразно. У них отмечается недостаточная познавательная активность, часто отсутствует интерес к чтению. Для воспитания у них интереса к чтению необходимо использовать различные приемы работы: это и работа над дыханием, дикцией, четкостью произношения и работа над содержанием текста.

Публикация «Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Начинать занятия по чтению лучше с фонетической зарядки. Польза от фонетической зарядки огромна: чёткая артикуляция, правильное дыхание, чистое произношение, вырабатывается память глаза (зрительная, формируется умение сливать звуки в слоги, вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения, чтение грамотное, в заданном темпе, формируется умение слышать звук, что даёт возможность в будущем абсолютно грамотно писать под диктовку. Фонетическая зарядка включает в себя дыхательную гимнастику, подготовку голоса, отработку дикции, развитие оперативной памяти, интонационную разминку.

Упражнения на постановку дыхания

Упражнений на постановку дыхания каждый логопед знает и применяет очень много и, конечно, логопед может выбрать свою систему упражнений. Это могут быть такие упражнения как «Задуй свечу», «Жужжание мухи», «Как звенит комарик», «Мы заблудились», «Дудочка», «Ветер шумит», «Собака рычит» и др.

На одном выдохе произносим от пяти до десяти звуков «Ф», делая короткие промежутки ме-жду звуками. -ф-.ф-.ф.

Тянем звук «О» тихо, громко, очень громко.

Вдох через нос, выдох через рот.

Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.

Упражнения на развитие четкости произношения

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,

Под диваном ванночка,

В этой ванне вместо бани

Часто мыли Ванечку.

Ду-до-да – гудят провода.

Да-да-да – теплая вода.

Ду-ду-ду – спать я не пойду.

Де-де-де – я не знаю где.

Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа.

Незаменима работа со слоговой таблицей

Работа со слоговой таблицей включает:

- чтение слогов слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, вразброс;

- чтение слогов на определённую букву гласного;

- чтение на определённую букву согласного;

- чтение слогов вразброс;.

- игра «Собери словечко». Логопед показывает слоги в слоговой таблице, дети прочитывают слово.

Очень хорошим приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, т. е. его перечитывание для выполнения какого-либо задания. Этот прием лежит в основе следующих упражнений.

Д/у «Фотограф»

На карточках 5-6 слов из текста. За определенное время дети должны прочитать слова, запомнить их. Затем убираю одно слово. Спрашиваю детей «Что изменилось? Какое слово исчезло?». Это упражнение развивает зрительное восприятие, оперативную память.

Д/у «Разрушенные тексты»

После первичного чтения текста детям предлагается карточка с разрезанным текстом – фраг-мент из прочитанного рассказа, сказки. Надо составить части текста в нужном порядке, сравнить с текстом в книге, ответить на вопросы, выделить главную мысль, подобрать пословицу и т. д. Упражнение расширяет поле чтения, формирует пространственные ориентировки.

Д/у «Наведи порядок»

Предлагается восстановить нарушенную последовательность четверостишия, фрагмент стихотворения. Упражнение направлено на углубленное восприятие читаемого текста.

Д/у «Прочитай еще раз»

Читается текст, проводится работа по его содержанию. К чтению этого текста возвращаются через неделю. Дети должны прочитать его выразительно, целыми словами.

Такое упражнение помогает плохо читающим детям быть уверенными.

Д/у «Экзамен»

Дается несколько заголовков к части рассказа. Надо подобрать подходящий, нужный к данному фрагменту текста.

Систематическое применение описанных упражнений воспитывает у детей интерес к чтению, способствует улучшению техники чтения.

Публикации по теме:

Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр» Продолжительность.

Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи ВВЕДЕНИЕ Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи Видео Автор составитель:Москалу Ксения Алексеевна,учитель-логопед МАДОУ №131 “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 марта 2017 в 17:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД