Анна Фомина
Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением письменной речи, а именно чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоте детей с речевой патологией нужно проводить начиная с дошкольного возраста и при условии реализации специально разработанной методике [8, с. 34].
Публикация «Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изучая особенности подготовки к грамотности детей с нарушениями речи, анализируя их ошибки, с которыми они сталкиваются, можно констатировать, что трудности у детей чаще всего являются результатом недоразвития всех компонентов языка, а именно фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем. Поэтому можно утверждать, что старшим дошкольникам с ОНР позволит успешно освоить школьную программу именно своевременная подготовка к обучению грамотности. Специальная программа подготовки к обучению грамоте должна быть ориентирована на психическое и соматическое здоровье детей, ликвидацию проблем педагогически неправильных систем, обеспечивающих неправильного развития ребенка [6, с. 56]. Обучение детей по данной программе включает формирование основ грамотности и языка, понятных для ребенка и окружающих его сверстников и взрослых. Таким образом, взрослый создает ситуацию общения, в которой приобретенные навыки и умения закрепляются и развиваться.
Задачами подготовки к усвоению грамотой являются :
– формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
– уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей;
– развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений);
– уточнить понимание детьми используемых предлогов;
– учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;
– заучивание наизусть речевого материала;
– формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;
– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками;
– поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности;
– развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи;
– развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях;
– привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7, с. 65].
Проведя теоретический анализ развития детей с ОНР, мы можем выделить основные особенности, которые важно принимать к сведению в ходе подготовки к грамотности :
– недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия;
– нарушения развития грамматического строя, лексики и связной речи. Недостаточное внимание к морфологическому строению слов, изменения слов и их сочетаний в предложениях;
– нарушение звукопроизношения;
– нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики [5, С. 56].
Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения подготовки к грамоте детей с ОНР должен включать:
1. Подготовка руки к письму (занятии по развитию мелкой моторики) :
– развития кинетической и кинестетической основы движения;
– развитие согласованных движений обеих рук;
– развитие динамики кисти руки и движений пальцев;
– развитие зрительно - моторной координации.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха:
– узнавание и дифференциация звуков речи;
– дифференциация одинаковых звуков по силе, высоте и тембру;
– дифференциация слов, близких по звуковой структуре;
– дифференциация слов;
– дифференциация фонем сходных артикуляционных и акустических характеристик;
– навыков звукового анализа и синтеза.
3. Коррекция звукопроизношения:
– развитие речевого дыхания;
– формирование артикуляционной базы (точность движения, плавность, темп, стабильность конечного результата, умения переключаться от одного движения к другому);
– постановка, автоматизация звуков в разных позиционных условиях;
– дифференциации поставленных и автоматизированных звуков; обработка звуков в спонтанной речи в различных видах деятельности [1, с. 45; 2, с. 98].
В ходе коррекционного обучения необходимо решать следующие общие цели :
– формирование у детей готовности к процессу обучения грамоте;
– профилактика дислексии и дисграфии, которые возникают в процессе школьного обучения у школьников имеющих нарушения речи.
Основными направлениями коррекционной работы по подготовке детей к грамоте являются :
– развитие слухового и фонематического восприятия;
– развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации;
– развитие графо-моторных навыков;
– формирование звукового анализа и синтеза;
– развитие слоговой структуры слова;
– развитие устной речи.
Следовательно, в процессе подготовке к грамоте детям дошкольного возраста с ОНР необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, так как это будет способствовать предотвращению трудностей, которые могут возникнуть на этапе обучения чтению и письму в школе.
Это обязательный элемент обучения при подготовке детей к грамоте в комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка.
При выполнении работ по подготовке дошкольников к обучению грамоте следует обратить внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держа ручку, координации движений [3, С. 47;4, с. 52].
Таким образом, процесс подготовки к грамоте детей дошкольного возраста с ОНР следует рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как средство формирования речи.
Список литературы:
1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. –М. : Издательский центр «Академия», 2000.
2. Ахутина, Т. В. Нарушение письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина. – М. : изд. «Просвещение», 2004.
3. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова / С. Е. Большакова. – М. : «ТЦ Сфера», 2006.
4. Елецкая, О. В., Горбачевская, Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская // Логопед. – 2005. – № 2.
5. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте / Г. Я. Затулина. – М. : «Педагогическое общество России», 2008.
6. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. – М. : Айрис-Пресс, 2006 г.
7. Куршева Е. В. Практическое пособие по обучению чтению дошкольников с речевым нарушениями / Е. В. Куршева. – Санкт-Петербург: Феникс, 2010 г.
8. Логопедия. Методическое наследие: Пособие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV : Нарушения письменной речи : Дислексия. Дисграфия.