Галина Гнидина
Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого, не может быть счастливым в будущем. Это только на словах. Однако, в настоящее время, мы практически постоянно сталкиваемся с тем, что современное общество постепенно теряет связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь людей, что быт не только далёких предков, но и ещё живущих людей является для них тайной за семью печатями.
Публикация «Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём родном крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. [2, 5, 8]
Семья, детский сад, окружающая микросреда оказывают сильное влияние на детей в плане формирования и развития гражданско-патриотических чувств. Воспитание этих чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов личной убежденности и вдохновения.
В каждом уголке России, в каждом городе, области, селе обязательно есть такие имена, которые особенно почитаются народом. К сожалению, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край. Знакомство с родным Белогорьем, с известными людьми, прославившими область, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. [3, 9]
Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания.
Мы провели опрос среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей на тему: «Каких знаменитых людей Белогорья вы знаете?». Опрос показал, что у большинства опрашиваемых недостаточно сформированы знания о родном крае, а также отсутствует интерес к культуре родного края. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, так как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города и области из-за высокой занятости.
Мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития всей страны. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране в общем. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения способствует улучшению качества социальной среды. Знать историю народа, родного края, замечательных людей, значит повысить жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм, применительно к дошкольнику, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, гордости, осознание себя частью окружающего мира. [1, 4]
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача заключается в том, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Одним из наиболее эффективных методом патриотического воспитания мы считаем проектную деятельность, которая позволила создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Наш проект по данной проблеме – дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь родному краю. Жизненный путь этих людей – путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу Белогорья. Мы считаем, что таким примером для кого-то могут быть: Савченко Евгений Степанович – губернатор белгородской области; Угаров Алексей Алексеевич – заслуженный металлург РСФСР, почетный гражданин Старого Оскола; Угаров Андрей Алексеевич – депутат Белгородской областной Думы VI созыва, первый заместитель генерального директора – директор по производству УК «Металлоинвест»; Хоркина Светлана Васильевна - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях, трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России, депутат Государственной Думы V созыва; Ерошенко Василий Яковлевич - эсперантист, писатель-символист, поэт, музыкант, педагог; Хегай Илья Николаевич – художник; Щепкин Михаил Семенович - русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы; Шухов Владимир Григорьевич - русский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина, Герой Труда. [8, 9]
В связи с этим на базе МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка» города Старый Оскол в рамках проекта «Дошкольник Белогорья», нами был разработан и реализован проект на тему «Замечательные люди Белогорья». Целью которого являлось воспитание патриотических чувств; формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края; исследование и изучение материала о замечательных людях Белгородской области.
Исходя из цели, были поставлены и реализованы следующие задачи:
- формировать и расширять представления детей старшего дошкольного возраста о знаменитых и талантливых людях нашего края;
- воспитывать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем;
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию;
- пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, культурой, обычаями, местными достопримечательностями, знаменитыми людьми Белогорья;
- приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.
Проект реализовывался в три этапа.
Подготовительный, на котором проводилась предварительная работа как с детьми, так и родителями:
- интервьюирование родителей и детей для выявления знаний и представлений о Белгородской области, её истории, о людях, прославивших нашу область;
- подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме;
- составление плана работы над проектом;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий.
Основной этап включал:
- организованная образовательная деятельность;
- организация вечеров развлечений, тематических праздников;
- совместные мероприятия с семьями воспитанников (родительские собрания, Круглый стол);
- экскурсии в городской музей, библиотеки, к памятникам, целевые прогулки;
- выпуск мини-буклетов, информационных листков на тему «Наши земляки»;
- изготовление дидактической игры «Кто, чем знаменит?»;
- чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта;
- тематические беседы с элементами рассуждения;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе;
На заключительном этапе были представлены такие совместные продукты деятельности, как:
- книга «Замечательные люди Белогорья»;
- стенгазета «На кого я хочу быть похожим…»;
- уголок «Моё родное Белогорье»;
- леп-бук «Чем они знамениты?»;
- презентация к проекту.
Результат проекта «Замечательные люди Белогорья» оказался положительным для всех участников. Он послужил объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели — сохранить прошлое, настоящее и скорректировать будущее для потомков.
Мы хотели, чтобы дети полюбили свой родной край, поэтому показали его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Многовековая история, многочисленные предприятия, знаменитые земляки – много интересного узнали наши дети. Отбор познавательного материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славится родное Белогорье. Мы должны были помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, дать определенные знания о его истории, культуре, природе, знаменитых людях. Эти знания помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Как говорил А. С. Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». [6] Поэтому мы и хотели познакомить детей со знаменитыми людьми нашего края. И считаем, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков.
Список используемой литературы:
1. Брагин А. И. «Край Родной», 2005 г.
2. Писаревский Г. «Приосколье Родное моё», 2013г.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», 2015 г.
4. Кириллов О. Е. «Сыны Белгородчины», 2002 г.
5. Новицкая, М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду», 2003 г.
6. «С любовью к России: методические рекомендации», 2007 г.
7. Поваров К. С. «Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания», 2007 г.
8. СМИ Белгородской области: газета «Родной край», «Наша жизнь», «Истоки», «Приосколье», «Белгородская правда», «Белгородские известия», «Смена», «Новости Оскола».
9. Электронные ресурсы: ashkalov.ru›lydi.html «Известные люди Белгородской области»; moykray.3dn.ru›index/0-8 «Мой край – родная Белгородчина»; BankGorodov.ru›fame/list.php?id=25 «Знаменитые люди Белгородской области»; arnautovo.gvarono.ru›metod/work-u/2009/konkursy… «К 55-летию Белгородской области».