МААМ-картинки

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Галина Гнидина
Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого, не может быть счастливым в будущем. Это только на словах. Однако, в настоящее время, мы практически постоянно сталкиваемся с тем, что современное общество постепенно теряет связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь людей, что быт не только далёких предков, но и ещё живущих людей является для них тайной за семью печатями.

Публикация «Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём родном крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. [2, 5, 8]

Семья, детский сад, окружающая микросреда оказывают сильное влияние на детей в плане формирования и развития гражданско-патриотических чувств. Воспитание этих чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов личной убежденности и вдохновения.

В каждом уголке России, в каждом городе, области, селе обязательно есть такие имена, которые особенно почитаются народом. К сожалению, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край. Знакомство с родным Белогорьем, с известными людьми, прославившими область, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. [3, 9]

Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания.

Мы провели опрос среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей на тему: «Каких знаменитых людей Белогорья вы знаете?». Опрос показал, что у большинства опрашиваемых недостаточно сформированы знания о родном крае, а также отсутствует интерес к культуре родного края. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, так как родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города и области из-за высокой занятости.

Мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития всей страны. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране в общем. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.

Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения способствует улучшению качества социальной среды. Знать историю народа, родного края, замечательных людей, значит повысить жизнестойкость, конкурентоспособность личности.

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм, применительно к дошкольнику, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, гордости, осознание себя частью окружающего мира. [1, 4]

То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача заключается в том, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Одним из наиболее эффективных методом патриотического воспитания мы считаем проектную деятельность, которая позволила создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Наш проект по данной проблеме – дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь родному краю. Жизненный путь этих людей – путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу Белогорья. Мы считаем, что таким примером для кого-то могут быть: Савченко Евгений Степанович – губернатор белгородской области; Угаров Алексей Алексеевич – заслуженный металлург РСФСР, почетный гражданин Старого Оскола; Угаров Андрей Алексеевич – депутат Белгородской областной Думы VI созыва, первый заместитель генерального директора – директор по производству УК «Металлоинвест»; Хоркина Светлана Васильевна - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях, трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России, депутат Государственной Думы V созыва; Ерошенко Василий Яковлевич - эсперантист, писатель-символист, поэт, музыкант, педагог; Хегай Илья Николаевич – художник; Щепкин Михаил Семенович - русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы; Шухов Владимир Григорьевич - русский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент и почётный член Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина, Герой Труда. [8, 9]

В связи с этим на базе МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка» города Старый Оскол в рамках проекта «Дошкольник Белогорья», нами был разработан и реализован проект на тему «Замечательные люди Белогорья». Целью которого являлось воспитание патриотических чувств; формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края; исследование и изучение материала о замечательных людях Белгородской области.

Исходя из цели, были поставлены и реализованы следующие задачи:

- формировать и расширять представления детей старшего дошкольного возраста о знаменитых и талантливых людях нашего края;

- воспитывать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем;

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию;

- пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, культурой, обычаями, местными достопримечательностями, знаменитыми людьми Белогорья;

- приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.

Проект реализовывался в три этапа.

Подготовительный, на котором проводилась предварительная работа как с детьми, так и родителями:

- интервьюирование родителей и детей для выявления знаний и представлений о Белгородской области, её истории, о людях, прославивших нашу область;

- подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме;

- составление плана работы над проектом;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий.

Основной этап включал:

- организованная образовательная деятельность;

- организация вечеров развлечений, тематических праздников;

- совместные мероприятия с семьями воспитанников (родительские собрания, Круглый стол);

- экскурсии в городской музей, библиотеки, к памятникам, целевые прогулки;

- выпуск мини-буклетов, информационных листков на тему «Наши земляки»;

- изготовление дидактической игры «Кто, чем знаменит?»;

- чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта;

- тематические беседы с элементами рассуждения;

- обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе;

На заключительном этапе были представлены такие совместные продукты деятельности, как:

- книга «Замечательные люди Белогорья»;

- стенгазета «На кого я хочу быть похожим…»;

- уголок «Моё родное Белогорье»;

- леп-бук «Чем они знамениты?»;

- презентация к проекту.

Результат проекта «Замечательные люди Белогорья» оказался положительным для всех участников. Он послужил объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели — сохранить прошлое, настоящее и скорректировать будущее для потомков.

Мы хотели, чтобы дети полюбили свой родной край, поэтому показали его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Многовековая история, многочисленные предприятия, знаменитые земляки – много интересного узнали наши дети. Отбор познавательного материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славится родное Белогорье. Мы должны были помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, дать определенные знания о его истории, культуре, природе, знаменитых людях. Эти знания помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Как говорил А. С. Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». [6] Поэтому мы и хотели познакомить детей со знаменитыми людьми нашего края. И считаем, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков.

Список используемой литературы:

1. Брагин А. И. «Край Родной», 2005 г.

2. Писаревский Г. «Приосколье Родное моё», 2013г.

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», 2015 г.

4. Кириллов О. Е. «Сыны Белгородчины», 2002 г.

5. Новицкая, М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду», 2003 г.

6. «С любовью к России: методические рекомендации», 2007 г.

7. Поваров К. С. «Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания», 2007 г.

8. СМИ Белгородской области: газета «Родной край», «Наша жизнь», «Истоки», «Приосколье», «Белгородская правда», «Белгородские известия», «Смена», «Новости Оскола».

9. Электронные ресурсы: ashkalov.ru›lydi.html «Известные люди Белгородской области»; moykray.3dn.ru›index/0-8 «Мой край – родная Белгородчина»; BankGorodov.ru›fame/list.php?id=25 «Знаменитые люди Белгородской области»; arnautovo.gvarono.ru›metod/work-u/2009/konkursy… «К 55-летию Белгородской области».

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказку Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность.Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. (Из опыта работы Бедрик Е. В. на базе МБДОУ №3 Теремок, с. Сандата.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста)«Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста) "Богатыри земли русской" Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Проблемы окружающей среды для нас не новы, они прежние: вырубаются леса, высыхают реки, загрязняется воздух, которым мы дышим. Никто специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 5 мая 2017 в 14:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД