Попова Людмила Алексеевна
Отчет по самообразованию по теме: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в нашей практике? Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Публикация «Отчет по самообразованию по теме: „Социализация детей через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Передо мною, воспитателем детского сада, стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малыши, пришедшие ко мне из 1 младшей группы разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для ребят группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.
Поэтому в 2016-2017 учебном году своей темой для самообразования я выбрала «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Свою работу я начала с изучения методической литературы:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва, Мозаика-Синтез, 2011. - Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
«Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет» Фридман Д. — М. : Центр «ПРО» 1995 г.
- Н. В. Краснощёкова. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007 г»
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:
Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка. Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения.
Исходя из темы поставила:
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- научить ребёнка играть,
- содействовать объединению детей в игре,
- приучать детей соблюдать во время игры правила,
- накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр,
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Разработала перспективное планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, необходимы следующие условия:
- создание предметно - игровой среды;
- мое непосредственное руководство игрой.
Свою практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми : «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.
В своей работе использовала три принципа организации игры в детском саду. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми. В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием родителей.
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводится экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваются правила игры, правила поведения во время игры. Далее идет развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.
Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
На протяжении всего учебного года я изучала тему в соответствии с планом:
1) Парциальные программы по социально-коммуникативному развитию,
обеспечивающие реализацию ФГОС;
2) «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Высотский
3) Михайленко Н. Я. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателя;
Использовала интернет-ресурс:
1) «Руководство сюжетно-ролевыми играми детей»;
2) «Особенности игровой деятельности в современном мире»;
3) «Какие игрушки нужны детям»;
4) Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт. сост. С. В. Чиркова. -М. :ВАКО,2012.
На практическом этапе:
1. Создала картотеку сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников;
2. Мною были оформлены центры для игр «Аптека»,«Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются
с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
3. Проводила с детьми инсценировки русских народных сказок: «Колобок»,
«Теремок», «Репка», «Маша и медведь»;
4. Проводила викторину по знакомым сказкам: «Сказочный поезд». Постоянно проводились сюжетно – ролевые игры : «Магазин», «Семья», «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др. ;
5. Разработала проект: «Организация сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе "Больница»».
Провела работу с родителями:
-привлекла к изготовлению атрибутов к играм (маски, костюмы, фигурки для настольного театра);
- провела консультации для родителей: «Какие игрушки нужны малышу 3-4 лет», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка 3-4 лет», «Учим ребенка играть»;
- оформила стенд «А вместе играли, очень многое узнали»;
- провела родительское собрание «Играем вместе с детьми».
Провела работу с педагогами:
- консультация для педагогов: «Организация сюжетно-ролевой игры с учетом ФГОС»; рекомендации воспитателям по проведению сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах;
-участие в смотре «Организация предметно-пространственной среды в группах ДОУ по игровой деятельности детей»
Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ.
Наработанный материал:
- перспективное планирование сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста;
- картотека сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников;
Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей. Дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:
-Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
-Приобщение к общечеловеческим ценностям;
-Соединение знаний с собственной активностью детей;
-Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.
Перспективы на следующий год:
1)Продолжить работу по теме : «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»;
2) Обновить предметно-развивающую среду в соответствии с возрастом.
[/i]