МААМ-картинки

Отчет по самообразованию по теме: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Попова Людмила Алексеевна
Отчет по самообразованию по теме: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в нашей практике? Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада. Именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Публикация «Отчет по самообразованию по теме: „Социализация детей через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах

Передо мною, воспитателем детского сада, стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Малыши, пришедшие ко мне из 1 младшей группы разные, непохожие друг на друга: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для ребят группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры. Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.

Поэтому в 2016-2017 учебном году своей темой для самообразования я выбрала «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Свою работу я начала с изучения методической литературы:

1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва, Мозаика-Синтез, 2011. - Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.

«Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет» Фридман Д. — М. : Центр «ПРО» 1995 г.

- Н. В. Краснощёкова. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007 г»

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка. Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения.

Исходя из темы поставила:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- научить ребёнка играть,

- содействовать объединению детей в игре,

- приучать детей соблюдать во время игры правила,

- накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр,

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Разработала перспективное планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, необходимы следующие условия:

- создание предметно - игровой среды;

- мое непосредственное руководство игрой.

Свою практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми : «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.

В своей работе использовала три принципа организации игры в детском саду. Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми. В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием родителей.

Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.

Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводится экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговариваются правила игры, правила поведения во время игры. Далее идет развитие игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога стимулировать к созданию игровой обстановки, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение.

Я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

На протяжении всего учебного года я изучала тему в соответствии с планом:

1) Парциальные программы по социально-коммуникативному развитию,

обеспечивающие реализацию ФГОС;

2) «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Высотский

3) Михайленко Н. Я. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателя;

Использовала интернет-ресурс:

1) «Руководство сюжетно-ролевыми играми детей»;

2) «Особенности игровой деятельности в современном мире»;

3) «Какие игрушки нужны детям»;

4) Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт. сост. С. В. Чиркова. -М. :ВАКО,2012.

На практическом этапе:

1. Создала картотеку сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников;

2. Мною были оформлены центры для игр «Аптека»,«Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются

с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

3. Проводила с детьми инсценировки русских народных сказок: «Колобок»,

«Теремок», «Репка», «Маша и медведь»;

4. Проводила викторину по знакомым сказкам: «Сказочный поезд». Постоянно проводились сюжетно – ролевые игры : «Магазин», «Семья», «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др. ;

5. Разработала проект: «Организация сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе "Больница»».

Провела работу с родителями:

-привлекла к изготовлению атрибутов к играм (маски, костюмы, фигурки для настольного театра);

- провела консультации для родителей: «Какие игрушки нужны малышу 3-4 лет», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка 3-4 лет», «Учим ребенка играть»;

- оформила стенд «А вместе играли, очень многое узнали»;

- провела родительское собрание «Играем вместе с детьми».

Провела работу с педагогами:

- консультация для педагогов: «Организация сюжетно-ролевой игры с учетом ФГОС»; рекомендации воспитателям по проведению сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах;

-участие в смотре «Организация предметно-пространственной среды в группах ДОУ по игровой деятельности детей»

Посетила открытые НОД, педсоветы и другие мероприятия по плану работы ДОУ.

Наработанный материал:

- перспективное планирование сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста;

- картотека сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников;

Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей. Дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:

-Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;

-Приобщение к общечеловеческим ценностям;

-Соединение знаний с собственной активностью детей;

-Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

Перспективы на следующий год:

1)Продолжить работу по теме : «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»;

2) Обновить предметно-развивающую среду в соответствии с возрастом.

[/i]

Публикации по теме:

«Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей 4–5 лет через дидактическую игру». ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Мустафина Надежда Георгиевна воспитатель ТЕМА: «Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей.

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни.

Фоторепортаж на тему «Как мы играли в сюжетно — ролевую игру «Путешествие в волшебные владения Всероссийского Дедушки Мороза»Фоторепортаж на тему «Как мы играли в сюжетно — ролевую игру «Путешествие в волшебные владения Всероссийского Дедушки Мороза» Олемская Татьяна Валерьевна, Артемьева Ирина Валерьевна Зимушка - зима в этом году не просто радует: дети нашей подготовительной группы.

Как правильно организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду?Как правильно организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду? Этот вопрос интересует не только молодых педагогов, но и нас педагогов с большим стажем. Игр много, как угадать, во что захотят играть сегодня.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Отчет о работе по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание и развитие детей через дидактические игры в старшем возрасте» Тема «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры». Цель: создание оптимальных условий для.

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

План по самообразованию воспитателя «Полоролевая социализация детей в игре» Учебный год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчётности 1-й год Дифференцированный подход к воспитанию детей Полоролевая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме: «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»
Опубликовано: 30 августа 2017 в 20:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД